на протяжении получаса протекает жизнь целого дня и действующие лица не обедают, не переодеваются, не убирают комнат и т. д., —словом, не занимаются тем, что могло быть в жизни, но в данном случае несущественно для развития действия и событий акта.
В другом случае там, где это необходимо для развития действия, как, например, в «Ревизоре», Гоголь создает интереснейшую сцену, в которой голодный Хлестаков с аппетитом ест дрянной обед, с трудом выпрошенный у трактирного слуги. Но и в этом случае действие приобретает яркую активность, потому что голод Хлестакова существен для развития действия сцены.
Надо сказать, что активность действия совсем не означает быстрого темпа и торопливости. Наоборот, при большой насыщенности и напряженности оно часто протекает в медленном темпе. Активность действия, как мы уже говорили, возрастает от преодоления тех препятствий, с которыми актер встречается на сцене.
«Жизнь, люди, обстоятельства, мы сами непрерывно ставим перед собой и друг перед другом ряд препятствий и пробираемся сквозь них, точно через заросли»1,— отмечает К. С. Станиславский.
1. К. С. Станиславский, Собр. соч., т. 2, стр. 156.
Таким образом, активное сценическое действие не может развиваться без столкновений, без преодоления препятствий, борьбы за достижение цели и является той основой, без которой невозможна сценическая жизнь и актерское творчество.
«Пока же постараемся понять, как научиться действовать на сцене не по-актерски — «вообще», а по-человечески — просто, естественно, органически правильно, свободно, как того требуют не условности театра, а законы живой, органической природы»1.
Начиная с первых упражнений студенты совершали простейшие физические действия, когда они по-человечески (а не по-актерски) слушали, смотрели, осязали, освобождали мышцы, упражнялись на память физических действий, меняли отношение и выполняли несложные задачи. Теперь мы подходим к упражнениям, в которых действие течет более продолжительное время: начинается, развивается и приходит к развязке.
Здесь первое время студенты еще не могут применить тех навыков, которые они приобрели на предыдущих занятиях, и мы постоянно напоминаем, чтобы они не забывали об органике физического действия.
1 К. С. Станиславский, Собр. соч., т. 2, стр. 67.