Если говорить о личных достоинствах Али, которые подчеркнул в нем посланника Аллаха r, то о них сообщается немало

Абу Хурайра t передаёт, что посланник Аллаха r сказал во время похода на Хайбар:«Сегодня я вручу знамя человеку, который любит Аллаха и Его посланника и который любим Аллахом и Его посланником»[232].

‘Али t передаёт: «Посланник Аллаха r сказал мне: “Любит тебя только верующий и ненавидит тебя только лицемер”»[233].

Са‘д ибн Абу Ваккас t передаёт, что посланник Аллаха r сказал ‘Али: «Ты занимаешь при мне такое же положение, как Харун при Мусе, с той лишь разницей, что после меня не будет пророков»[234].

Зейд ибн Аркам t передаёт, что посланник Аллаха r сказал: «‘Али является покровителем для того, для кого я являюсь покровителем»[235].

А теперь обратимся к достоинствам ‘Али как члена семьи посланника Аллаха r.

Зейд ибн Аркам передаёт: «Однажды, когда мы вместе с посланником Аллаха r остановились у источника в Хумме[236], что находится между Меккой и Мединой, он встал и обратился к нам с проповедью. Он сказал: “Я оставлю вам две веские вещи, одна из которых значительнее другой!” И он упомянул о Коране и стал побуждать людей следовать ему, после чего сказал: “И я напоминаю вам об обязанностях в отношении членов моей семьи, которые возложил на вас Аллах! И я напоминаю вам об обязанностях в отношении членов моей семьи, которые возложил на вас Аллах!”»

Зейда ибн Аркама спросили: «А кто является членом его семьи?» Он ответил: «Те, кому запретно брать закят. Члены семьи ‘Али, члены семьи Джа‘фара, члены семьи ‘Акыля и члены семьи аль-‘Аббаса». Зейда спросили: «Все они являются членами его семьи?» Он ответил: «Да»[237].

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Однажды утром, когда посланник Аллаха r, на котором был полосатый[238] плащ из чёрной шерсти, вышел из дома, к нему подошёл аль-Хасан ибн ‘Али, и посланник Аллаха r укрыл его своим плащом. Потом подошёл аль-Хусайн, и посланник Аллаха r укрыл и его. Потом подошла Фатыма, и посланник Аллаха r укрыл плащом и её. Потом подошёл ‘Али, и посланник Аллаха r также укрыл его плащом, после чего сказал:

“Аллах желает только удалить от вас скверну, о члены семьи пророка, и очистить вас полностью” [239]»[240].

А теперь упомянем об общих достоинствах ‘Али.

Посланник Аллаха r сказал: «Перестань трястись, о Ухуд, ибо на тебе только пророк, правдивейший (сыддик) и мученик»[241]. А на горе с ним в это время были Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман, ‘Али, Тальха, аз-Зубайр и Са‘д (да будет доволен Аллах ими всеми).

Са‘ид ибн Зейд передаёт, что посланник Аллаха r сказал: «Десять человек будут в Раю. Абу Бакр будет в Раю, ‘Умар будет в Раю, Али будет в Раю, ‘Усман будет в Раю, Тальха будет в Раю, аз-Зубайр будет в Раю, Абу Убайда будет в Раю, ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф будет в Раю, Са‘д будет в Раю и ваш товарищ будет в Раю»[242].

‘Абдуллах ибн Мас‘уд передаёт, что посланник Аллаха r сказал: «Лучшими из людей является моё поколение, затем — следующее за ним, затем — следующее за ним» [243].

А теперь обратимся к благородным поступкам и подвигам ‘Али, благодаря которым он выделялся среди остальных сподвижников.

‘Амр бин Абд вудд, решил сразиться с ‘Али ибн Абу Талиб, который сказал ему: «О ‘Амр. Ты дал обет, что если кто-либо из курайшитов обратится к тебе с двумя просьбами, то ты исполнишь одну из них?» Он ответил утвердительно. ‘Али сказал ему: «Первым делом, я призываю тебя к Аллаху, Его посланнику и исламу». Он ответил: «Мне это не нужно». ‘Али сказал: «Тогда я вызываю тебя на единоборство». ‘Амр ответил: «Зачем, о сын моего брата? Клянусь Аллахом, я не хочу тебя убивать». ‘Али сказал ему: «Но я, клянусь Аллахом, хочу тебя убить». Тогда ‘Амр разгневался, спрыгнул с коня, ударил мечом по ногам коня и кулаком по его морде и бросился на ‘Али. Они вступили в единоборство и ‘Али убил ‘Амра[244].

Он также участвовал в поединке с иудеем Мархабом в походе на Хайбар. Когда мусульмане подошли к Хайбару, появился их предводитель Мархаб, который принялся расхаживать перед нами, держа в руках меч и произнося такие стихи:

Уже узнал Хайбар, что я — Мархаб,

Боец, хорошо вооруженный и опытный

В войнах, когда они разгораются!

И ‘Али сказал:

Я — тот, кого мать назвала Хайдаром[245].

Подобен я страшному льву, что в лесах обитает,

И многих и многих из вас погублю я![246]

Глава вторая

Присяга ‘Али да будет доволен им Аллах!

Мухаммад ибн аль-Ханафиййа, сын ‘Али ибн Абу Талиба, передаёт: «‘Али пришёл в дом ‘Усмана t после его убийства и запер за собой двери. Люди пришли, постучали в дверь и сказали: “Он убит, а людям необходим халиф, и мы не знаем более достойного претендента, чем ты”».

‘Али сказал в ответ: «Не желайте видеть меня халифом, ибо в качестве советника я принесу вам больше пользы, чем в качестве правителя». Однако люди сказали: «Нет, клянёмся Аллахом, мы не знаем более достойного кандидата, чем ты». ‘Али сказал: «Если вы непременно хотите, чтобы я стал халифом, то присяга мне не должна приноситься тайно. Я пойду в мечеть, и кто желает присягнуть мне, пусть сделает это там». И он отправился в мечеть, и люди присягнули ему там[247]».

Ему присягнули ансары и мухаджиры, которые в то время находились в Медине. Согласно другим сообщениям, некоторые сподвижники не стали присягать ему сразу, например: Са‘д ибн Абу Ваккас ‘Абдуллах ибн ‘Умар, Мухаммад ибн Масляма и некоторые другие. Однако согласно наиболее известной версии, ‘Али присягнули все. Что же касается Сада, Ибн ‘Умара и Мухаммада ибн Масляма, то они не стали участвовать в сражениях вместе с ним, но присягнули ему вместе со всеми.

‘Ауф ибн Абу Джамиля сказал: «Я был у аль-Хасана аль-Басри, а он был в Медине, когда убили ‘Усмана. Они заговорили о сподвижниках посланника Аллаха r, и Ибн Джаушан аль-Гатафани сказал: “О Абу Са‘ид, над Абу Мусой смеялись из-за того, что он последовал за ‘Али”. Аль-Хасан разгневался и воскликнул: “А за кем было следовать? Повелителя верующих подло убили, и люди устремились к лучшему из них и присягнули ему… А кому ещё было следовать?!” И он повторил эти слова много раз»[248].

Ахлю-с Сунна единодушны в том, что лучшим из сподвижников посланника Аллаха r после ‘Усмана ибн Аффана был ‘Али ибн Абу Талиб.

Шейхуль-ислам Ибн Таймийя (да помилует его Аллах) сказал: «Ахмад ибн Ханбаль считал приверженцем нововведений человека, который не признавал, что ‘Али являлся самым достойным кандидатом на пост правителя после ‘Усмана. Он сказал, что такой человек более заблудший, чем осёл, и велел сторониться его и объявлять ему бойкот»[249].

Ахлю-ль-Сунна согласны в том, что лучшим из сподвижников посланника Аллаха r был Абу Бакр, а потом ‘Умар ибн аль-Хаттаб, а затем они разошлись во мнениях относительно ‘Усмана и ‘Али. Большинство утверждают, что ‘Усман был лучше, чем ‘Али. И они единодушны в том, что ‘Али — четвёртый из праведных халифов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: