Часть пятая

Правление аль-Хасана ибн ‘Али (40–41 гг. х.)

К

огда аль-Хасан ибн ‘Али пришёл к отцу после сражения и рассказал о случившемся, тот сказал: «Клянусь Аллахом, я не думал, что дойдёт до этого!»[304].

А пророк r отозвался об аль-Хасане с похвалой: «Поистине, этот мой сын — господин, и я надеюсь, что посредством него Аллах помирит две группы мусульман»[305].

Он сказал это об аль-Хасане, но не об ‘Али, потому что аль-Хасан стал причиной примирения, тогда как ‘Али сражался.

Что же касается ‘Али, то он заслужил похвалу за сражение с хариджитами при Нахраване, ибо оно принесло мусульманам лишь радость и не доставило им огорчений, поскольку в нём погибли хариджиты.

Покончив с хариджитами в битве при Нахраване, ‘Али совершил земной поклон Аллаху в знак благодарности Ему, а после Верблюжьей битвы он плакал, и после битвы при Сыффине он искренне скорбил по убитым.

Глава первая

Краткая биография аль-Хасана ибн ‘Али

Жёны аль-Хасана t:

1. Хауля бинт Манзур.

2. Умм Бишр бинт Абу Мас‘уд.

3. Умм Исхак бинт Тальха ибн Абу ‘Убайдуллах.

Известно, что аль-Хасан несколько раз женился и несколько раз разводился.

У аль-Хасана были сыновья и дочери.

Сыновья: аль-Хасан, Зейд, Тальха, Хусайн, ‘Абдуллах, Абу Бакр, ‘Абду-р-Рахман, аль-Касим, ‘Амр и Мухаммад.

Дочери: Умм аль-Хасан, Умм ‘Абдуллах.

А теперь упомянем о достоинствах аль-Хасана.

Абу Бакрата передаёт: «Я слышал, как однажды посланник Аллаха r сказал, стоя на минбаре, причём аль-Хасан стоял рядом с ним и смотрел на людей: “Поистине, этот мой сын — господин, и я надеюсь, что посредством него Аллах помирит две группы мусульман”»[306].

Усама ибн Зейд (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что посланник Аллаха r брал его и аль-Хасана и говорил: «О Аллах, я люблю их обоих, полюби же их и Ты!»[307].

‘Укба ибн аль-Харис передаёт: «Я видел, как Абу Бакр брал на руки аль-Хасана и приговаривал:

Клянусь, на пророка похож ты, и совсем не похож на ‘Али!” И ‘Али улыбался»[308].

Аль-Хасан ибн ‘Али скончался в эпоху Му‘авийи в 49 году от хиджры.

‘Умайр ибн Исхак сказал: «Однажды мы с другом зашли к аль-Хасану ибн ‘Али, навещая его во время болезни, и он сказал моему товарищу: “О такой-то! Проси меня, о чём хочешь”. Он ответил: “Я не стану просить тебя ни о чём”. Аль-Хасан сказал: “О такой-то, проси меня до того, как придёт то время, когда ты уже не сможешь ни о чём попросить меня”. Потом он добавил: “Меня поили ядом не раз, но таким — никогда. Поэтому проси меня сейчас”. Он сказал: “Я не стану просить тебя ни о чём. Аллах исцелит тебя, если пожелает”. После этого мы вышли. А когда на следующий день я зашёл к нему, его состояние ухудшилось. Аль-Хусайн пришёл и, сев у его изголовья, сказал: “Брат, скажи, кто напоил тебя ядом?” Он ответил: “А зачем тебе это? Ты убьёшь этого человека?” Аль-Хусайн сказал: “Да”. Аль-Хасан сказал: “Я ничего тебе не скажу. Если это тот, о ком я думаю, то Аллах покарает его сильнее, чем ты, а если это не он, тогда из-за меня не погибнет невиновный”»[309].

Говорят, что ядом аль-Хасана напоила его жена Джа‘да бинт аль-Аш‘ас, однако у нас нет достаточных оснований, чтобы утверждать это.

Аз-Захаби сказал: «Это недостоверные сведения, ибо кто может знать это?»[310].

Ибн Касир сказал: «Я считаю, что это недостоверные сведения»[311].

После убийства ‘Али t жители Куфы присягнули его сыну аль-Хасану. Став халифом, он отправился в Шам, потому что жители Шама отказывались подчиняться халифу ‘Али до самой его смерти.

Глава вторая

Договор с Му‘авией и прекращение разногласий между мусульманами

Аль-Хасан отправился в Шам с намерением заключить мир. Он не любил войны и не желал сражаться. Более того, он отговаривал своего отца ‘Али от сражения с жителями Шама[312]. Одним из доказательств того что аль-Хасан изначально стремился к примирению, было то что он сместил Кайса ибн Са‘да ибн ‘Убаду и поручил командование ‘Абдуллаху ибн ‘Аббасу (да будет доволен Аллах ими обоими).

Аль-Хасан аль-Басри передаёт, что когда аль-Хасан ибн ‘Али отправился к Муавийи в сопровождении своего войска, ‘Амр ибн аль-‘Ас сказал Му‘авийи: «Я вижу войска, которые не прекрашают сражаться пока не истреблят друг друга».

Аль-Хасан аль-Басри также передаёт, что он слышал от Абу Бакраты, что однажды, когда посланник Аллаха r произносил проповедь, пришёл аль-Хасан, и посланник Аллаха r сказал: «Поистине, этот мой сын — господин, и я надеюсь, что посредством него Аллах помирит две группы мусульман»[313].

Аз-Зухри передаёт, что Му‘авийа послал аль-Хасану свиток с печатью внизу и сказал: «Напиши на нём, что пожелаешь. Он принадлежит тебе». ‘Амр ибн аль-‘Ас сказал: «Нет, мы должны сражаться с ним!» Му‘авийа же, который был лучшим из них двоих, сказал: «Успокойся, о Абу ‘Абдуллах. Ты не сможешь убить их, пока они не убьют столько же жителей Шама… А какой смысл жить после этого? Я не стану сражаться с ним, если только сражение не будет неизбежным».

Аль-Хасан и Му‘авийа встретились после этого, и аль-Хасан отказался от власти в пользу Муавийи. Му‘авийа стал повелителем верующих, а этот год был назван годом объединения.

Правление аль-Хасана продолжалось шесть месяцев.

Ибн Хаджар (да помилует его Аллах) сказал: «Ахлю-с-Сунна единодушны в том, что обязательно пресекать очернение кого бы то ни было из сподвижников из-за того что происходило между ними, даже в том случае, когда известно, кто из них был прав, потому что их сражения были результатом их иджтихада, а Аллах простил того, кто ошибся в своём иджтихаде, и обещал ему одну награду, а тому, кто оказался прав в своём иджтихаде, — две награды».

Часть шестая

Правление Му‘авийи ибн Абу Суфйана,

да будет доволен им Аллах!

(41–60 гг. х.)

Глава первая

Краткая биография Му‘авийи

Му‘авийа принял ислам прежде своего отца во время ‘умры возмещения в 7 году от хиджры, однако открыто объявил об этом только в год покорения Мекки[314].

Жены и дети Му‘авийи:

1. Майсун бинт Бахдаль аль-Кальбиййа. Она родила ему Йазида.

2. Фахита бинт Карза аль-Манафиййа. Она родила ему ‘Абду-р-Рахмана и ‘Абдуллаха.

3. Наиля бинт ‘Умара аль-Кальбийа.

А теперь упомянем о достоинствах Му‘авийи:

1. Посланник Аллаха r сказал: «О Аллах, сделай его ведущим и ведомым прямым путём! О Аллах, выводи людей на прямой путь через него!»[315].

2. Посланник Аллаха r сказал: «О Аллах, научи Му‘авийу Книге и счёту и убереги его от наказания!»[316].

3. Умм аль-Харам бинт Мильхан передаёт, что однажды посланник Аллаха r заснул недалеко от неё, а потом проснулся, улыбаясь, и она спросила: «Почему ты улыбаешься, о посланник Аллаха?» Он сказал: «Во сне некоторые люди из моей общины были показаны мне как участники военного похода на пути Аллаха, которые восседали посреди этого моря, как цари на тронах».

Умм Харам сказала: «Я попросила: “О посланник Аллаха, обратись к Аллаху с мольбой, чтобы Он причислил к ним и меня!”».

Передатчик этого хадиса сказал: «И посланник Аллаха r обратился к Аллаху с такой мольбой за неё».

Умм Харам сказала: «Затем он преклонил голову, а потом проснулся, улыбаясь, и я спросила: “Почему ты улыбаешься, о посланник Аллаха?” — на что пророк r ответил: “Во сне некоторые люди из моей общины были показаны мне как сражающиеся на пути Аллаха…”, сказав то же, что и в первый раз. Я попросила: “О посланник Аллаха, обратись к Аллаху с мольбой, чтобы Он причислил к ним и меня!” — и он сказал: “Ты из числа первых”».

А когда халифом стал Му‘авийа ибн Абу Суфйан, Умм Харам приняла участие в морском военном походе, сойдя же на берег, она упала со своего верхового животного и умерла[317].

Аль-Мухалляб ибн Ахмад аль-Андалюси, один из комментаторов «Сахиха» аль-Бухари, сказал: «Этот хадис можно рассматривать как указание на достоинства Му‘авийи, поскольку он был первым, кто предпринял военный поход по морю»[318].

А когда Ибн аль-Мубарака спросили о Му‘авийи. Он сказал: «Что я могу сказать вам о человеке, который, когда посланник Аллаха r сказал: “Да услышит Аллах того, кто восхваляет Его”, сказал: “Господи Тебе хвала”?»[319].

Однажды Ибн Мубарака спросили: «Кто лучше — Му‘авийа или ‘Умар ибн ‘Абду-ль-‘Азиз?» Он ответил: «Даже пыль, попавшая в ноздри Му‘авийи, когда он был с пророком r, лучше, чем ‘Умар ибн ‘Абду-ль-‘Азиз»[320].

Однажды аль-Му‘афа ибн ‘Имрану задали тот же вопрос, и он разгневался и сказал задавшему вопрос: «Неужели ты приравниваешь сподвижника к последователю сподвижников? Ведь Му‘авийа был сподвижником посланника Аллаха r, его родственником, писцом и хранителем ниспосылаемого ему Откровения!»[321].

Ибн Абу Муляйка передаёт, что однажды Ибн ‘Аббасу сказали: «Что ты скажешь о повелителе верующих Му‘авийи? Ведь он совершает во время витра только один рак‘ат». Ибн ‘Аббас ответил: «Он — факых»[322].

Ибн Касир (да помилует его Аллах) сказал: «Византийский царь захотел расправиться с Му‘авийей, после того как тот унизил его, разгромил его войска и нанеся ему поражение. Увидев, что Му‘авийа занят войной с ‘Али, он подошёл к его землям с большим войском и хотел напасть на них, однако Му‘авийа написал ему: “Клянусь Аллахом, если ты не прекратишь и не возвратишься к себе, о проклятый, мы с сыном дяди моего заключим мир и выступим против тебя, и я изгоню тебя из всех твоих земель, и земля покажется тебе тесной, после того как была просторной!” Царь испугался, отступил и запросил мира»[323].

Му‘авийа правил около двадцати лет и скончался в 60 году от хиджры. Его эпоха ознаменовалась открытиями многих областей для ислама и стабильностью внутри государства.

Глава вторая

Важнейшие события в эпоху Му‘авийи

Правление Му‘авийи было благом для мусульман, поскольку с его началом завершился период смуты и беспорядка, а враги потеряли надежду вернуть то, что завоевали у них мусульмане. Это был период согласия и единодушия. Мусульмане собрались вокруг одного человека. Они перестали тратить силы на внутренние распри и междоусобицы и направили свою энергию за пределы Исламского государства. Они продолжили открывать новые области для ислама. Му‘авийа был прекрасным правителем. Он оправдал надежды, которые люди связывали с ним, и потому никто не выступал против него и не перечил ему. Все люди подчинились ему. Исключением можно считать лишь остатки хариджитов, число которых было ничтожно мало. Во времена Му‘авийи появился обычай посылать «зимние» и «летние» отряды.

А теперь упомянем о важнейших деяниях Му‘авийи:

1.Основание верфи в Египте в 54 году от хиджры и строительство флота.

2. Поход на Константинополь в 50 году от хиджры.

Посланник Аллаха r сказал: «Первым воинам из моей общины, которые примут участие в военном походе на город императора (Константинополь), простятся их грехи»[324].

Му‘авийа предпринял ещё один поход на Константинополь в 54 году от хиджры. Он осадил город, и осада продолжалась вплоть до 57 года от хиджры. Он завоевал Терит, Родос, Сусу, Сиджистан, Кохистан и Синд.

3. Строительство Кейруана. Му‘авийа послал ‘Укбу ибн Наф‘и в Африку, и он завоевал некоторые области и заложил там новый город Кейруан. На месте будущего города было лес, и там жили дикие звери и змеи. Однако после того как ‘Укбу обратился к Аллаху с мольбой, звери покинули это место, забрав своих детёнышей.

От халифа к царю

Когда правителем стал Му‘авийа, закончилась эпоха халифата и началась эпоха царствования.

Сафина Абу ‘Абду-р-Рахман, вольноотпущенник посланника Аллаха r, передаёт, что посланник Аллаха r сказал: «Тридцать лет будут править преемники пророчества (халифы), после чего Аллах дарует власть, кому пожелает».

Сафина сказал: «Абу Бакр правил два года, ‘Умар — десять лет, ‘Усман — двенадцать лет, а ‘Али — шесть»[325].

Если обратиться к трудам по истории, мы обнаружим, что согласно им, Абу Бакр правил два года и три месца, ‘Умар — десять лет и два месяца, ‘Усман — двенадцать лет и четыре месяца, ‘Али — четыре года и девять месяцев, а аль-Хасан — шесть месяцев. В общем, получается как раз тридцать лет.

Ибн Касир сказал: «Аль-Хасан отказался от власти в пользу Му‘авийи в месяце раби‘ аль-авваль в 41 году от хиджры, то есть спустя тридцать лет после кончины посланник Аллаха r.[326]

Абу ‘Убайда ‘Амир ибн аль-Джаррах передаёт, что посланник Аллаха r сказал: «Началом вашей религии является пророчество и милость, затем будет царствование и милость, затем будет тревожное царствование, а затем — царствование и тирания»[327].

Посланник Аллаха r сказал «Пророчество и милость». Имеется в виду период правления посланника Аллаха r, который был предводителем верующих до самой своей кончины. Затем правили Абу Бакр. ‘Умар, ‘Усман, ‘Али и аль-Хасан. «Царствование и милость» — правление Му‘авийи. Затем период тревожного царствования и период тирании, что имело место после Му‘авийи. Черты такого правления можно увидеть в правлении Йазида и тех, кто пришёл к власти после него. Исключением можно считать ‘Умара ибн ‘Абду-ль-‘Азиза.

Ещё одним важным событием в период правления Му‘авийи стала кончина аль-Хасана ибн ‘Али в 49 году от хиджры.

Присяга Йазиду ибн Му‘авийи.

В 56 году от хиджры Му‘авийа велел людям присягнуть его сыну Йазиду после его кончины. Таким образом, Му‘авийа отошёл от пути своих предшественников. Посланник Аллаха r, как известно, не назначил своего преемника (или же он намекнул на то, что им должен был стать Абу Бакр). Абу Бакр назначил своим преемником ‘Умара. ‘Умар выбрал шесть человек, из которых путём совета должен был быть избиран халиф. При этом он сразу исключил своего двоюродного брата Са‘ида ибн Зейда и своего сына ‘Абдуллаха из числа претендентов на власть. ‘Усман вообще не назначал себе преемника, ‘Али также не назначал себе преемника. А аль-Хасан отказался от власти в пользу Му‘авийи.

Му‘авийи сказали: «Ты должен поступить, как поступил посланник Аллаха r или как поступил Абу Бакр, то есть назначить своим преемником человека, с которым ты не состоишь в родстве, или как ‘Умар, который назначил шесть кандидатов, среди которых не было членов его семьи. Или ты должен предоставить мусульманам самим выбирать себе правителя». Однако Му‘авийа настоял на том, чтобы правителем после него стал его сын Йазид[328].

Вероятнее всего, Му‘авийа поступил так потому, что опасался возникновения новой смуты, в случае если правитель снова будет избираться путём совета. Он считал, что при Йазиде сохранится стабильность и благополучие, и люди будут подчиняться ему[329], хотя, безусловно, правильным было выбирать правителя путём совета.

А теперь разъясним отношение Ахлю-с-Сунна к присяге Йазиду ибн Му‘авийи. Они говорят, что присяга в данном случае была действительной, однако высказывают два возражения против неё:

1. Это нововведение — передавать власть по наследству. Ведь до этого правителя выбирали путём совета или назначая преемника, не являющегося родственником. Таким образом, они отвергли сам принцип назначения преемником своего прямого потомка.

2. Среди мусульман были более достойные кандидаты, чем Йазид, в частности, ‘Абдуллах ибн ‘Умар, ‘Абдуллах ибн аз-Зубайр, Ибн ‘Аббас, аль-Хусайн и другие.

Ибн аль-Араби сказал: «Му‘авийа отказался от лучшего, то есть избрания правителя путём совета и отказа от назначения преемником собственного сына. Он велел людям присягнуть его сыну Йазиду, что они и сделали. Таким образом, с точки зрения шариата, эта присяга была действительной»[330].

Что же касается шиитов, то они считают, что правителями могут быть только ‘Али и его потомки. Таким образом, они порицают любую присягу, принесённую не ‘Али или его потомкам, в том числе и присягу Йазиду. И они порицают присягу Абу Бакру, ‘Умару, ‘Усману, Му‘авийи и вообще всем, кроме ‘Али и его потомков, кем бы они ни были, поскольку считают, что именно потомки ‘Али должны править до скончания времён.

Но давайте зададимся вопросом: был ли Йазид достойным претендентом на власть?

Ибн Касир приводит историю ‘Абдуллаха ибн Муты и его товарищей, которые пришли к Мухаммаду ибн аль-Ханафиййа, сыну ‘Али ибн Абу Талиба и брату аль-Хасана и аль-Хусейна по отцу, и попытались уговорить его свергнуть Йазида, однако он отказался. Ибн Му‘ты сказал: «Йазид пьёт вино и оставляет молитвы». Мухаммад ибн аль-Ханафиййа сказал: «Я не видел, чтобы он когда-нибудь делал то, о чём ты говоришь. Я приходил к нему и оставался у него, и я видел, что он совершает молитву неуклонно, стремится к лучшему, задаёт вопросы знатокам религии и следует Сунне». Они сказали: «Всё это он делал напоказ тебе».

Мухаммад сказал: «Чего же он боялся и на что рассчитывал? А вам он сообщил о том, что пьёт вино? Если сообщил, то вы его соучастники, а если нет, тогда вы не имеете права свидетельствовать о том, чего не знаете». Они сказали: «Мы считаем это правдой, хотя мы никогда не видели, как он делает это».

Мухаммад сказал: «Аллах постановил, что в таком случае нельзя свидетельствовать, и сказал:

“Только те, которые осознанно засвидетельствовали истину” [331]»[332].

Йазида также обвиняют в том, что после гибели аль-Хусайна он сочинил стихи, в которых гордился его убийством, однако сообщения об этом недостоверные.

Йазида также обвиняли в некоторых грехах, в том числе употреблении вина и разврате, однако ни одно из этих обвинений не подтверждается достоверными сообщениями, то есть они голословны, а потому у нас нет оснований верить им. Мы принимаем за основу невиновность человека до тех пор, пока не будет доказана его вина. И только Аллах знает, как всё было на самом деле.

Из приведённых выше слов Мухаммада ибн аль-Ханафиййа следует, что ничего порицаемого Йазид не совершал. А Аллах знает обо всём лучше.

Даже если предположить, что Йазид действительно делал что-то из того, в чём его обвиняют, это не является достаточным основанием для того, чтобы выступать против него подобным образом и стремиться к его свержению.

Часть седьмая

Правление Йазида ибн Му‘авийи (60–64 гг. х.)

Глава первая


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: