Механические муфты этого класса бывают синхронные (допускающие переключение только при равных или почти равных угловых скоростях ведущей и ведомой частей) и асинхронные (позволяющие производить переключение при различных угловых скоростях ведущей и ведомой частей). У асинхронных муфт вращающий момент передается за счет сил трения, поэтому такие муфты называются фрикционными. Они дают возможность плавного сцепления ведущего и ведомого валов под нагрузкой.
Рис. 15.4. Муфта с торообразной упругой оболочкой
Рис. 15.5. Муфта МУВП
Простейшая дисковая фрикционная муфта (рис. 15.6) имеет одну пару поверхностей трения. Для присоединения валов к подвижной полумуфте с помощью механизма управления прикладывается осевая сила. Для уменьшения усилия необходимо увеличивать коэффициент трения f, для чего один из дисков облицовывают накладкой из фрикционного материала, например металлокерамики.
Поверхности трения в конической фрикционной муфте позволяют создать на них значительные нормальные давления и силы трения при относительно малых силах нажатия. Конические муфты просты по конструкции, но имеют значительные габаритные размеры, поэтому в настоящее время их применение весьма ограничено.
|
|
Рис. 15.6. Фрикционная муфта
Для уменьшения осевой силы нажатия и увеличения передаваемого вращающего момента широко применяют многодисковые фрикционные муфты, имеющие несколько поверхностей трения.
При одинаковых вращающем моменте и силе нажатия радиальные габаритные размеры многодисковой муфты значительно меньше, чем у муфты с одной парой поверхностей трения; многодисковые муфты имеют хорошую плавность включения, но плохую расцепляемость.
К подгруппе синхронных управляемых муфт относятся кулачковые и зубчатые муфты. У кулачковых муфт на торцах полумуфт имеются выступы (кулачки). Для включения и выключения муфты одна из полумуфт перемещается в осевом направлении с помощью механизма управления. Включение кулачковых муфт всегда сопровождается ударами, поэтому такие муфты не
рекомендуются для включения под нагрузкой и при больших относительных скоростях вращения валов.
Зубчатые муфты могут иметь внутренние зубья на одной и наружные на второй полумуфте. Для устранения ударов при включении в зубчатых муфтах применяют синхронизаторы (например, в коробках скоростей автомобилей), которые выравнивают угловые скорости валов перед их соединением.