Расчёт зубьев на контактную прочность

При этом наибольшие контактные напряжения определяют по формуле Герца

Прямозубые передачи. Нормальная нагрузка на единицу длины контактной линии зуба

где КHα - коэффициент неравномерности распределения нагрузки между зубьями; КHβ - коэффициент неравномерности распределения нагрузки по длине зуба; КHv - коэффициент динамической нагрузки; Fn - нормальная сила (см. рис. 4.4), Fn = Ft/cos αw; lΣ - суммарная длина контактных линий, которая зависит от коэффициента торцевого перекрытия εα и ширины венца колеса b2 и определяется по эмпирической формуле

Приведенный радиус кривизны

где ρ1 и ρ2 - радиусы кривизны эквивалентных профилей зубьев в полюсе зацепления: r1 = 0.5·d1·sinaw; r2 = 0.5·d2·sinaw = 0.5 d1·U·sinaw.

Подставив значения q и rпр в формулу (1.11) и заменив sinaw·cosaw = = (sin2aw)·0.5, получим

или

коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряженных зубьев, для стальных зубчатых колес ZM = 275 Па1/2,

коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев, при αw = 20˚ ZH = 1.76; Zε – коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий, для прямозубых передач Zε ≈ 0.9.

Выразив в формуле (4.5) Ft = 2T2/d2, d2 = 2aw/(U+1) и заменив d1 на d2/U, подставив значения коэффициентов ZM, ZH, Zε и K = 1, получим формулу проверочного расчета прямозубых передач:

где σH и [σH] – расчетное и допускаемое контактные напряжения, Н/мм2; T2 – крутящий момент на колесе, H·мм; aw – межосевое расстояние, мм; b2 – ширина колеса, мм.

Заменив в формуле (4.6) значение b2 на ψвa·aw, где ψвa – коэффициент ширины венца колеса относительно межосевого расстояния, предварительно приняв Кнv = 1.25 и решив ее относительно аw, получим формулу проектного расчета прямозубой передачи:

Косозубые передачи. Вследствие наклона зубьев в зацеплении одновременно находятся несколько пар, что уменьшает нагрузку на один зуб, повышая его прочность. Это учитывается уменьшением коэффициентов ZH и Zε, среднее значение которых принимают: ZH = 1.71; Zε ≈ 0.8. Тогда с учетом коэффициента К из выражения (4.6) получим формулу проверочного расчета косозубых передач:

Косозубые передачи работают более плавно, чем прямозубые, поэтому коэффициент КHv меньше. Предварительно приняв КHv·К = 1.1 по аналогии с прямозубыми передачами из выражения (4.8), получим формулу проектного расчета косозубых передач:

)

Полученные значения по формулам (4.7) и (4.9) округляют до ближайшего стандартного.

При проверочном расчете по формулам (4.6) и (4.8) должно соблюдаться условие σH > [σH] не более 5% и σH < [σH] не более, чем на 10%. Если эти условия не соблюдаются, то необходимо соответственно изменить или коэффициент ширины венца ψ или модуль m либо назначить другие материалы колес или другую термообработку и расчет повторить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: