Практика активного слушания

Концепция активного слушания не относилась перво­начально к концепциям трансактного анализа. Она была позаимствована у американского психотерапевта Роджер­са. Роджерс использовал ее в разработанной им разговор­ной клиентоцентрированной психотерапии. Американец Гордон взял эту концепцию на вооружение и использовал ее в своем "Тренинге управления".

С помощью трансактного анализа можно очень хорошо описать, о чем здесь в принципе идет речь. Многие из тех, кто полагает, что изучили уже эту технику, держат язык за зубами, но внутренне они заняты разбором контраргу­ментов. Собеседник чувствует, что его не воспринимают всерьез и связь нарушается, хотя и кажется, что применя­ется именно эта техника.

Под активным слушанием я понимаю, что активно зани­маюсь анализом исходных параметров другого, его взгляда на вещи. Мне ясно, что мой взгляд ограничен, и я прила­гаю усилия поставить себя на место другого и взглянуть на мир через его "очки". Я активизирую свое состояние взрослые-я и закладываю в память информацию другого. Для того чтобы наверняка знать, правильно ли я воспринимаю то, как смотрит на эту информацию другой, я при возмож­ности делаю паузу и говорю, например: "Я бы хотел сей­час резюмировать: до сих пор я понял следующее". Если другой человек чувствует, что я понимаю его неправильно, он может внести поправки, чтобы моя информация с его точки зрения была корректной. Параллельно с этим я ак­тивизирую (по возможности) мое свободное состояние ребенок-я.

Я сохраняю тем самым любознательность и высокую заинтересованность, так как понимание исходных пара­метров другого человека было и остается интересным, до­ставляющим удовольствие "делом". Вы видите, таким обра­зом, что в активном слушании участвуют эго-состояния взрослые-я и свободное ребенок-я.

В течение всего разговора я вновь и вновь проверяю свою основную установку: "У меня все в порядке — у тебя тоже все в порядке". Но как только я замечаю, что активи­зировались и другие эго-состояния, я знаю, что процесс ак­тивного слушания, как это первоначально понимал Роджерс, прерван. Если я, например, буду просто-напросто слушать то, что говорит другой, активизируется мое бун­тарское ребенок-я. Если я про себя думаю: "Что он хочет, у него же нет никакого представления об этом?" или "Какая чушь!" — активизируется мое критическое состояние родители-я. Если я это обнаруживаю, я сознательно перемеща­юсь в состояние взрослые-я и "записываю" информацию, которую мне сообщает собеседник. Это является надеж­ным методом, позволяющим стабильно оставаться в состо­янии взрослые-я.

Активное слушание сигнализирует собеседнику: "У тебя все хорошо" и показывает, что я заинтересован в нем, что я усиленно стараюсь его понять. Активное слушание пока­зывает высокую степень обращенности.

Активное слушание является прекрасным методом при горячих спорах, оно сигнализирует спорящему, что его принимают всерьез. Накал эмоций мгновенно идет на убыль, так как в большинстве случаев активизируются эго-состояния взрослые-я. В этом случае становится возмож­ным сравнительно быстро вести деловые дискуссии. Реше­ния, которые принимаются по результатам таких дискус­сий, можно осуществлять, так как с ними идентифициру­ются участники обсуждения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: