Классицизм в русском искусстве Iп. 19в

Русская художественная культура в первой половине XIX столетия достигла высоких успехов. Именно в это время творили Щедрин, Кипренский, Венецианов, Федотов, Брюллов, А. Иванов и многие другие корифеи изобразительного искусства и музыки, высоко поднявшие знамя родного искусства.
Этот бурный расцвет художественной культуры был связан с подъемом национального самосознания передовых кругов русского общества в период Отечественной войны 1812 года. Борьба за освобождение родины от иностранной интервенции, вызвавшая волну высоких патриотических чувств, не могла не сказаться и на явлениях русского искусства.
Подлинного расцвета в начале XIX столетия достигает русская архитектура. Прогрессивные идеи проявились здесь в мощных образах ряда грандиозных сооружений, равных которым в эту пору уже не создавал ни один другой народ в Европе.
В первой половине XIX века продолжал успешно творить ряд скульпторов старшего поколения, среди которых ведущую роль играл И. Мартос, создатель памятника Минину и Пожарскому, а также Ф. Щедрин, автор замечательной декоративной скульптуры Адмиралтейства. Одновременно выдвинулись и молодые мастера — В. Демут-Малиновский, С. Пименов. И. Теребенеп, Б. Орловский, И. Витали, П. Клодт и другие; в их глубоких произведениях нашли свое отражение освободительные идеи эпохи Отечественной войны 1812 года.
Время народного подъема внесло новое содержание в искусство. Появляется интерес к темам, почерпнутым из героического прошлого русского народа. Темы патриотизма, героики, гражданской доблести стали ведущими в исторической живописи и скульптуре. Знаменитый памятник Минину и Пожарскому, установленный скульптором И. Мартосом в Москве на Красной площади, воспринимался как монумент патриотической доблести героев современности.
В области исторической живописи также проявился живой интерес к темам из героического прошлого русского народа, нашедший яркое выражение в творчестве Андрея Иванова, А. Егорова и В. Шебуева.
Одновременно в изобразительном искусстве начала столетия сформировалось и новое направление, вошедшее в историю под названием романтизма. В России романтизм выражал прогрессивные общественные идеи, порожденные Отечественной войной и национальным подъемом. Художники-романтики ратовали за эмоциональную приподнятость образа, старались показать силу чувств человека и возвышенность его стремлений. В творчестве А. Орловского, прекрасного рисовальщика, бывшего очень популярным у современников, наглядно проявились черты романтизма. В серии работ он изобразил воинов 1812 года, а также представителей различных национальностей, населявших Россию.
Художником, наиболее полно и глубоко выразившим это направление, был Орест Кипренский, один из крупнейших живописцев первой половины XIX века. Галерея портретов, созданная им, является гордостью русского изобразительного искусства.. Кипренский создал характерный для эпохи образ русского офицера — участника борьбы за независимость родины. В эмоциональной приподнятости портрета и его цветовом богатстве проявилось высокое живописное мастерство Кипренского..

Значительным явлением в истории русской живописи было творчество В. Тропинина, замечательного художника-реалиста, значительную часть своей жизни бывшего крепостным.
Тропинин широко обратился к жанровым мотивам, посвятив изображению простого трудящегося человека ряд произведений. В своих работах он большое внимание уделяет изучению натуры — все его портреты правдиво воспроизводят окружающую художника жизнь, в них нет ничего нарочитого, надуманного.
Тропинин явился создателем портрета-картины — таковы его работы «Девушка со свечой», «Кружевница», «Швея» и другие.
В первой четверти XIX столетия важные процессы происходят и в области пейзажной живописи. Если пейзажи художников предыдущего времени были в значительной степени условны и нарочито построены, причем, как правило, писались в мастерской, без натуры или очень мало были с ней связаны, то теперь пейзажисты вносят в свои работы гораздо больше жизненной правды, живой наблюдательности и эмоционального начала.
Наиболее значительное место здесь принадлежит, безусловно, Сильвестру Щедрину. В его произведениях отчетливо сказывается упорная работа с натуры. Все его пейзажи точно передают характер природы. Щедрин вводит в свои пейзажи и человека, однако уже не в виде безликих фигурок для масштаба, как это было прежде, а живых людей, реально связанных с природой. Одновременно со Щедриным в области пейзажа плодотворно работали М. Воробьев, М. Лебедев и другие.
Почетное место в русском искусстве занимает творчество А. Венецианова. Широкое обращение «отца русского жанра» к крестьянской теме явилось для того времени подлинным художественным откровением и было тепло встречено передовой частью русского общества. В этом также сказался возросший интерес к жизни простого народа, победителя в Отечественной войне.
Первые значительные жанровые произведения художника «Гумно» и «Утро помещицы» отчетливо и полно выражают главные принципы его искусства. Новаторство Венецианова проявилось не только в том, что он обратился к кругу образов, новых в русской живописи, но и в том, что для их воплощения он выработал новые реалистические изобразительные средства. Венецианов открыто порывал со старым условным искусством Академии и призывал учиться у жизни, у натуры, изучать ее и ей подражать. В своих произведениях, изображающих крестьян, художник стремился раскрыть духовную и физическую красоту простого русского человека..
Больших успехов достиг Венецианов и в своих портретных работах, а также и в пейзажной живописи.
Высшие достижения изобразительного искусства первой половины XIX столетия принадлежат кисти двух великих русских живописцев — Карла Брюллова и Александра Иванова.. Развитие русской исторической живописи, портрета, рисунка, декорационной живописи многим обязано его творчеству.

. Такие картины Брюллова, как «Итальянское утро», «Полдень» и некоторые другие, посвященные жизни итальянского народа, вызвали в Петербурге со стороны защитников классицизма упрек в чрезмерной приверженности молодого художника к реальной жизни.
Это отнюдь не смутило Брюллова, и он с большим подъемом продолжал работать над своим крупнейшим полотном «Последний день Помпеи», принесшим ему славу лучшего живописца эпохи. Проделав огромную предварительную работу, он создал подлинно драматическую эпопею, романтическая приподнятость образов которой произвела колоссальное впечатление на современников.
Картина эта явилась триумфом русского изобразительного искусства, убедительным свидетельством его зрелости.
Новой и еще более значительной страницей в истории русской живописи явилось творчество Александра Иванова.. Задачей всей своей жизни он поставил возвращение искусству его общественной значимости.
Больше двадцати лет жизни посвятил Иванов созданию картины «Явление Христа народу». В этой картине он стремился воплотить свои новаторские эстетические принципы. То был титанический труд художника-подвижника, отдавшего все силы искусству. Иванов произвел подлинный переворот в живописи, добившись дотоле небывалой выразительности в своих работах с натуры. Пейзажи Иванова не случайно поражали современников. В изображении человека на открытом воздухе художник достиг поразительной правды, намного опередив высшие достижения европейской живописи XIX века.
Иванов оказал огромное влияние на последующее развитие русского реалистического искусства. Художники-передвижники во второй половине XIX столетия глубоко изучали творческое наследие великого живописца и восприняли от него высокие заветы общественного служения искусства.
Глубокой жизненной правдивостью и остротой критической мысли отмечено творчество Павла Андреевича Федотова, замечательного живописца, прямого предшественника и родоначальника искусства критического реализма, достигшего своего высшего расцвета во второй половине XIX века. Жанровые картины и рисунки Федотова очень выразительно и правдиво воспроизводили жизнь простого, «маленького» человека. Созданные им образы были близки современникам и навсегда вошли в золотой фонд русской живописи. Достаточно вспомнить «Сватовство майора», «Разборчивую невесту», «Свежего кавалера», «Завтрак аристократа», «Вдовушку», чтобы перед глазами встал целый мир незабываемых образов, которыми прославил себя художник, по всей справедливости прозванный «Гоголем русской живописи». Искусство Федотова своей демократической идейной направленностью и сознательным стремлением к воспроизведению правды жизни является важнейшей вехой в истории русской художественной культуры.
Изобразительное искусство первой половины XIX столетия, несмотря на тяжелые условия феодально-крепостнического строя, развивалось бурно и стремительно и, подобно литературе, обогащало духовный мир русских людей все новыми и новыми художественными ценностями, свидетельствовавшими о разнообразии и глубине творческих поисков их создателей, об их настойчивом стремлении ответить на самые жгучие, самые животрепещущие запросы своих современников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: