Глава 3.1. Задачи по обеспечению национальной безопасности

Беспрецедентный акт захвата в заложники участников и зрителей мюзикла "Норд-Ост", совершенный в октябре 2002 г. бандой террористов под командованием М.Бараева в Москве и пресеченный благодаря твердой воле политического руководства России и высокому профессионализму спецслужб, ставит перед силовыми структурами и правоохранительными органами России ряд принципиально новых задач.

1. Разработка принципиально новых стратегии и тактики борьбы с терроризмом. Причем борьбы не по "горячим следам", а на стадии профилактики, с задействованием имеющегося у СВР, ФСБ и МВД потенциала. Сюда входят и агентурная работа, и взаимодействие с зарубежными коллегами, и различные формы взаимодействия с гражданами, призванные мобилизовать общество на противодействие этому глобальному злу.

2. Изменение стратегии и тактики контртеррористической операции в Чечне. А именно переход от крупномасштабных войсковых операций, не приносящих в современной ситуации ожидаемого эффекта, к стратегии "точечных ударов" по отдельным рассеянным бандформированиям и их главарям, а также к текущей работе спецслужб и милиции (с подключением местного населения) по предотвращению террористических проявлений.

3. Принятие неотложных мер по повышению боеспособности спецподразделений и правоохранительных органов, что подразумевает повышение финансирования, создание специализированных антитеррористических структурных единиц, проведение тренингов в принципиально новых условиях и др. Также требуется усиление охраны стратегических объектов (АЭС и др.), которые могут стать приоритетными "мишенями" для террористов.

4. Усиление контроля за миграционными процессами, и прежде всего в отношении выходцев из регионов, входящих в зону "боевых действий" или сопряженных с ней.

5. Разработка и внедрение принципиально новых подходов к обеспечению информационной безопасности., что предполагает недопущение любой (прямой или косвенной) информационно-пропагандистской поддержки боевиков в СМИ, а также установление нового порядка работы средств массовой информации в ситуации совершенного террористического акта или существующей террористической угрозы.

В то же время, наряду с новым подходом к оперативным действиям по профилактике угрозы терроризма, необходимо внесение соответствующих изменений в саму доктрину национальной безопасности. Основной задачей разработки стратегии безопасности страны должно стать расширение научных и общественных представлений о национальной безопасности России, выведение их на уровень государственных решений. Отсутствие такой стратегии создает дополнительную напряженность в дезориентированном обществе, не позволяет в должной мере консолидировать социальные и политические силы.

Подобная стратегия должна опираться на принципиально новую концепцию взаимоотношений государства и общества. Главный, принципиально важный фактор плодотворности общественных усилий по урегулированию существующих кризисных явлений - укрепление российского государства на демократической основе. И только при этом условии возможно дальнейшее развитие в рамках цивилизованного отношения к действующему в стране основному закону - Конституции. Сегодня таким делом исключительной актуальности и важности является стабильность и безопасность общества, государства, каждого гражданина России.

Достойным партнером государства призвано стать гражданское общество. Сущность его - не только законопослушание людей, но и их достоинство, способность ценить и отстаивать свободу и автономию личности. Отсутствие же сплоченного гражданского общества, демократической и правовой общественной системы таит опасность непредсказуемой политики, резкого социального расслоения членов общества, всеобщей конфликтности, тотального снижения уровня личной, социальной и национальной безопасности.

Концептуальная работа по вопросам безопасности страны в значительной мере ведется и организуется Советом Безопасности совместно с его межведомственными комиссиями, с привлечением необходимых министерств и ведомств, а также потенциала научного сообщества. Работа по обеспечению безопасности страны осуществляется по следующим основным направлениям: внешняя, оборонная и пограничная политика; экономическая, экологическая, общественная безопасность и борьба с преступностью; информационная безопасность; охрана жизни и здоровья населения; научно-технические вопросы оборонной промышленности; региональная политика.

Ряд шагов в деле обеспечения национальной безопасности по всем основным направлениям уже принят, и существовавший первоначально "правовой вакуум" стал устраняться. Так, в течение 90-х гг. были приняты основополагающие наработки Совета Безопасности, военная доктрина, пакет законов, регулирующих информационные отношения и защиту информации, концепцию экономической безопасности, федеральную программу по усилению борьбы с преступностью. Проведены исследования и подготовлены проекты концепций общественной, экономической и экологической безопасности.

Однако новое время и новые вызовы требуют продолжения и углубления этой важной работы. Важно, что нынешнее руководство России и прежде всего Президент РФ В.В.Путин предложили и осуществили ряд принципиально важных шагов в этом направлении. Среди них - намерение осуществлять профилактические операции и наносить упреждающие удары по организациям террористов, планирующих террористические акты против России независимо от места их пребывания, и в том числе по территории государств, поддерживающих террористов. Наряду с этим следует отметить данное Президентом РФ поручение СВР и ФСБ России активизировать усилия по мониторингу ситуации и выявлению угроз, исходящих от структур международного терроризма как внутри России, так и за ее пределами. Аналогичная задача поставлена Президентом и перед МВД. Кроме того, В.В.Путин намерен инициировать внесение изменений в законы "Об армии", предполагающий использование армейских частей прежде всего Сухопутных войск и ВДВ в конфликтах внутри страны и при оказании помощи ФСБ. Это предусматривает внесение изменений в боевую подготовку армейцев, оснащение их новыми видами оружия - вплоть до увеличения числа военных космических аппаратов, о чем совсем недавно заявил Министр обороны России С.Иванов.

Активизация работы над изменением концепции национальной безопасности предусматривает внесение поправок в так называемые "профильные законы". И этот процесс сегодня идет. В Государственной Думе РФ началось обсуждение новой редакции закона "О борьбе с терроризмом". Одновременно депутаты предложили Президенту разработать новый общий закон "О национальной безопасности". Ожидается принятие в новой редакции Закона о ФСБ. Принципиальные коррективы предполагается внести и в законодательство о СМИ с целью ввести ограничения на деятельность журналистов в период осуществления терактов против страны.

Все эти шаги, безусловно, важны и актуальны, и одновременно указывают те направления совместной деятельности граждан и государства, следование которым позволит поднять систему обеспечения национальной безопасности на новый качественный уровень.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: