- Когда это было?
- Куда пошли Лена и Серёжа?
- Кто они друг другу?
- Кто старше?
- Кто младше?
- Сколько грибов собрала Лена?
- Сколько грибов собрал Серёжа?
- Почему Серёжа расстроился?
- Что сказал Серёжа?
- Почему он так сказал?
- Что ему было обидно?
- Что Лена сказала брату?
- Почему она так сказала?
- Ей действительно было тяжело?
- Поняла Лена обиду брата?
- Стала она смеяться над ним?
- Позаботилась Лена о братике?
- Что сказал Серёжа сестре?
- Чем ценна эта корзинка с грибами для Серёжи?
- Заботливой сестрой оказалась Лена?
- Какая ещё девочка Лена?
- Как лучше учить другого человека: добром или злом?
- Если бы Лена посмеялась над братом, понял бы он свою ошибку?
- За что Серёжа сказал сестре «спасибо»: за корзинку или за добрые слова?
Упражнения
1. Подбор нескольких определений и включение их в предложение.
- Какая девочка Лена? (заботливая, внимательная, чуткая, добрая и т.п.)
- Какой был день? (ясный, солнечный, жаркий, летний)
- Какие грибы собирала девочка? (крепкие, большие, красивые, съедобные)
|
|
При составлении предложений внимание ребенка обращается на то, что определяемое слово должно стоять в конце предложения, например: Какие грибы собирала девочка? — Девочка собирала большие, красивые, крепкие грибы.-.
- Какой девочкой была Лена?
- В какой день Серёжа и Лена пошли за грибами?
- Каким мальчиком был Серёжа?
- В каком лесу дети собирали грибы?
К этому времени на лексико-грамматических занятиях логопед уже изучил с детьми тему «Распространение предложений несколькими определениями».
2. Составление предложений по опорным словом.
Дети — лес — грибы. Лена — корзинка — грибы. Серёжа — два гриба. Бросил — упал — заплакал. Послушал — успокоился — говорит.
3. Пересказ рассказа целиком с наглядной опорой в виде сюжетной картины.
ЗАНЯТИЕ № 20
Тема. Составление рассказа по одной сюжетной картине.
Цели. Учить детей составлять рассказ по одной сюжетной картин» изображенные на которой события — конечный результат действия
Продолжать учить детей отвечать на вопросы со словами почему, отчего, зачем, строить фразы с включением нескольких определений.
Взрослый показывает сюжетную картину; после внимательного рассматривания картины ребенком задает ему вопросы.
Вопросы к сюжетной картине
- Когда это было?
- Где это случилось?
- С кем играла девочка Таня?
- Кто забрал у Тани мяч?
- Хорошо поступил мальчик Витя?
- Почему Таня заплакала?
- С чем играл другой мальчик Андрей?
- Что он протянул Тане?
- Что сказал Андрей?
- Кто поступил как настоящий друг?
- Как поступил Андрюша?
- Кто поступил по-доброму?
- С кем девочка Таня будет дружить?
- Кому Таня даст свои игрушки?