Введение
Основной закон нашего государства-Конституция Российской Федерации, которая была принята 12 декабря 1993 года на всенародном референдуме.
Статья 1 Конституции характеризует Россию как демократическое федеративное правовое государство. Конституция РФ определяет принцип разделения властей на: законодательную, исполнительную и судебную.
Статья 3 Конституции РФ определяет, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти».
Конституция РФ определяет, что в систему органов государственной власти входят федеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации, при этом единой модели последних до сих пор нет.
Объектом исследования является система органов исполнительной власти.
Предметом исследования являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Цель исследования провести анализ системы органов исполнительной власти.
Для достижения указанной цели автор поставил перед собой следующие задачи:
- рассмотреть понятие и виды органов исполнительной власти;
-
Теоретической основой исследования послужили труды
Понятие и виды органов исполнительной власти в Российской Федерации
Понятие исполнительного органа власти
Орган исполнительной власти – это организационная государственная структура, которая является частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию и территориальный масштаб деятельности.
Органы исполнительной власти формируются в соответствии с законодательством, и наделены полномочиями осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.
Исполнительные органы, являясь одним из видов органов государственной власти, обладают рядом признаков.
Признаки органов исполнительной власти, основным из которых являются: осуществление исполнительно-распорядительной деятельности; подотчетность и подконтрольность вышестоящим органам власти; наделены самостоятельностью (в рамках переданных полномочий).
Главной задачей органов исполнительной власти является повседневная организация исполнения Конституции РФ, законов и других нормативно-правовых актов всеми субъектами административного права (физические лица, организации).
Административно-правовой статус органов исполнительной власти определяется Конституцией РФ, федеральными законами и подзаконными актами. Статус органов исполнительной власти субъектов РФ определяется также конституциями (уставами) субъектов РФ.
Компетенция органа исполнительной власти, определяемая законодательным или иным нормативным актом, включает в себя: задачи органа, его функции, обязанности и права, ответственность, формы и методы деятельности, а также структура органа.
Задачи и цели органа исполнительной власти – это то, чего он должен достичь в процессе и в результате своей деятельности в порученной ему сфере правоотношений.
По правовому положению органы исполнительной власти можно классифицировать по следующим признакам:
а) по порядку образования;
б) по территории деятельности;
в) компетенции;
г) по способу разрешения подведомственных вопросов;
д) по источникам финансирования.
По порядку образования органы исполнительной власти классифицируются на две группы:
1) органы, образование которых предусмотрено конституцией – это Правительство РФ.
2) органы, которые образуются на основе федеральных законов и подзаконных актов (министерства, службы).
По территориальным масштабам деятельности органы исполнительной власти подразделяются на:
1) федеральные органы исполнительной власти, распространяющие свою деятельность на всю территорию России (Правительство России, федеральные министерства);
2) органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляющие деятельность соответственно в пределах территорий республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов.