Христианское «воздаяние» – не вознаграждение, оно бескорыстно. У буддистов существует понятие «кармы» (обязанности) – закон возмездия за поступки, намерения, стремления. Т.е. существует космическая память, она связана => поступки обязательно дают какое-то действие и противодействие.
У нас воздаяние преодолимо через искупление (сверхиндивидуальный и индивидуальный грех).
В Ветхом Завете – воздаяние – земные блага, вещественные, но бывали и духовные (близость к Богу).
Воздаяние в Ветхом Завете за злые дела – наказание на весь народ (т.к. завет был заключен со всем народом), грех каждого порочит все общество (Давид – обрекает своего сына на лишение наследства).
Классическое изречение о возмездии – Исх.34:7 «сохраняющий [правду и являющий] милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода».
Сейчас воздаяние не мыслимо без веры во Христа и принятия благодати Божией. Полное воздаяние во время второго пришествия Иисуса Христа. Главное для этого достижения – отказ от земных благ.
|
|
Внешнее наказание за грех – более наглядно. 1Кор.11:23-30[148].
Награда и наказание – как принятие и отвержение благодати (Ин.16:33[149]). Награда требует самоотвержения, и она бескорыстного характера.
Лк.6:35[150].
Буддисты: у них в карме исчезает понятие индивидуальности; там нет милости, любви Творца к человеку и наоборот. Промыла нет, а слепая необходимость.
Оккультисты: Бог не может дать прощения, оно не спасет от уже совершенного и воздаяние постигнет обязательно.
Рерих: «в чем тяжкий грех Церкви» - во внутренней концепции безответственности, она дискредитирует Божественную справедливость.
Если мир совечен божеству, он подчинен закону кармы, мы не можем ей препятствовать.
Христианство: причина дел – человек, а не обстоятельства.
Осуждение человека: мой брат солгал – не грех, мой брат – лжец – грех, т.к. судится человек, а не то, что он сделал.
Т.е. если закон кармы есть, то человек – марионетка.
Елена Рерих: даже прощение не благодетель, а сохранение своей кармы.
Св. Феофан Затворник: все от Бога – болезни, здоровье. Болезни посылаются для:
3) Наказания
4) Предотвращение от беды
5) Воспитание терпения, для еще большей награды.
6) В качестве лекарства.
В какой мере ты очистился от грехов, в такой приблизился к Богу.
--------------