Теорема Коуза и её доказательство

Классификация

Могут быть положительными или отрицательными.

Положительные возникают в случае, когда деятельности одной стороны приносят выгоду другим и увеличивают их благосостояние.

Отрицательные возникают в случае, когда деятельность одной стороны вызывают издержки у других сторон, уменьшая их благосостояние (связаны с любым видом загрязнения окружающей среды).

Классическим примером положительных внешних эффектов является образование. Оно приносит выгоды индивидуальным потребителям. Образование обеспечивает большие выгоды и всему обществу, в котором каждый его член выигрывает от того, что другие граждане получают хорошее образование. Положительные внешние эффекты связаны с недопроизводством общественных благ, а отрицательные – перепроизводством.

Интернационализация внешних эффектов

Процесс включения внешних эффектов в рыночных механизм, т.е. превращения внешних издержек во внутренние и отражение их в ценах называется интернационализацией. Смысл процесса заключается в том, что предпочтения других субъектов (3-х лиц) включается в систему предпочтений субъекта, действия которого приводит к возникновению внешних эффектов.

Теорема Коуза и её доказательство

Конкурирующий рынок может самостоятельно решать проблемы экстерналий и восстановить оптимальное распределение ресурсов при одном условии:

«Права собственности должны быть четко определены (специфицированы)».

Коуз утверждал, что в конечном счете неважно кто изначально будут обладать правом собственности на ресурс. Важно то, что результатом права собственности будет обладать тот, кто выше его ценит.

Понятие «теоремы Коуза» ввел Дж. Стинглер в 1988 в следующей интерпретации:

«В условиях совершенной конкуренции частные и социальные издержки будут равны». Отсюда возникают предположения существования мира с нулевыми трансакционными издержками. Эту версию можно назвать первой теоремой Коуза. Её смысл заключается в том, что если права собственности четко специфицированы и трансакционные издержки равны нулю, то окончательное распределение ресурсов по Парето оптимально вне зависимости от первоначального распределения прав собственности.

При заданных условиях фактор производства будет использоваться оптимальным способом, который принесет наибольшую прибыль. Решение Коуза особенно привлекательно для тех экономистов, которые идеализируют частную собственность и склонны преуменьшать значение правительственное вмешательство в экономику. Однако, возможность применения такого теоретические доходы существенно ограничено.

Во-первых, теорема верна для ограниченного числа участников (2-3), а на практике внешние эффекты затрагивают множество людей.

Во-вторых, решение Коуза может быть реализовано, если владельцы ресурсов могут идентифицировать источники наносимого ими ущерба и легально предотвратить этот ущерб.

В-третьих, допущение нулевых трансакционных издержек абстрактно.

Принимая за исходное условие трансакционных издережек, Коуз доказывает свою теорему от противного, используя эти самые издержки. В одной из своих работ он пишет:

«Для осуществления рыночной трансакции необходимо выявить с кем желательно заключение сделки; распространить информацию о том, что некто желает вступить в сделку и на каких условиях; провести переговоры, ведущие к заключению сделки; провести расследование, чтобы убедиться в том, что условия контракта соблюдают и т.п. Как только связанные с этими действиями издержки принимаются во внимание, их невозможно избежать, изначальное разграничение законных прав влияет на эффективность действия экономической системы».

Это утверждение можно назвать 2-ой теоремой Коуза. Можно сделать один из важнейших теоретических выводов теоремы Коуза:

«Если трансакционные издержки положительны, распределение прав собственности перестает быть нейтральным фактором и начинает влиять на эффективность размещения ресурсов и структуру производства. Только при условии ненулевых трансакционных издержек институты имеют значение».

Вопрос 25. Проблема безбилетника и ее место в НИЭТ

В 1965г М. Олсон опубликовал книгу «Логика коллективных действий», в которой он впервые поставил эту проблему.

Проблема безбилетника – это затрудненность осуществления взаимовыгодных коллективных действий из-за возможности получения экономическими агентами выгоды без участия в общих издержках. Такая возможность появляется при потреблении индивидами чисто общественного блага.

Общество сталкивается с проблемой безбилетника, когда любой гражданин может пользоваться всеми благами независимо от того платит ли он налоги или нет и сколько платит. В результате при отсутствии специальных механизмов и принуждения реализуется неэффективное состояние, низкий уровень налоговых сборов и, как следствие, недопроизводство трансакционных благ. В соответствии с теорией коллективных действий Олсона существует несколько вариантов решения проблемы безбилетника:

1) малая группа

Членов такой группы могут связывать дружеские отношения или общность интересов в сфере бизнеса, политики, досуга. Тогда их отношения будут персонифицированными и локализованными. Они легко будут вести переговоры друг с другом и согласятся на коллективные действия.

2) большая группа

Чем больше размер группы, тем меньшая часть ее выгоды достается ее среднему члену и следовательно тем меньше его желание участвовать в коллективных действиях и тем острее для группы становится проблема безбилетника. Основным средством решения проблемы безбилетника в больших группах по Олсону являются селективный или избирательный стимулы.

Селективные стимулы – это такие стимулы, которые применяются к индивидам в зависимости от того вносят ли они вклад в обеспечение общественными или коллективными благами или нет. Могут быть положительные (премирование) или отрицательные (уголовное наказание за неуплату налогов, исключение отлынивающего индивида из группы) блага.

Вопрос 40. основы Теории контрактов.

Контракт (договор)- это соглашение об обмене правомочиями и их защите являющиеся результатом осознанного выбора индивидов в заданных институциональных рамках.

1.участники контракта считаются изначально свободными, т.е они добровольно выступают в сделке.

2.все участники контракта преследуют свои интересы, взаимодействия сторон возможно, если они скоординируют свои интересы.

Ассиметрия информации до заключения контракта проявляется в виде благоприятного отбора со стороны продавца в силу того, что продавец обладает большей информацией, чем покупатель. Неблагоприятный отбор приводит к неэффективному функционированию рыночного механизма спроса и предложения и в конце функционирования рынка.

Типы контракта:

1)Классический контракт. В нём чётко и исчерпывающе определены все условия взаимодействия сторон. Он предусматривает отношение купли-продажи, как разовый обмен правами, поэтому все возможные будущие события сводятся к настоящему моменту (идеальная рыночная трансакция). Является полным формализированным и предполагает расторжение соглашения при возникновении конфликтной ситуации. Гарантом его выполнения является государство. В реальной жизни составление полного совершенного контракта невозможно.

2)Неоклассический (неполный) контракт. Эта форма контракции используется при заключении досрочных контрактов. Гарантом выполнения- третья сторона, решение которой обязуется выполнить в случае наступления неоговорённых в контракте событий.

3) Отношенческий контракт(реляционный).Данный тип контрактных отношений преобладает в продолжительных и сложных контрактах. Обычно контрагенты знают друг друга и при достаточно тесном взаимодействии предпочитают решать споры не прибегая к помощи 3-х лиц. Является неполным предполагает длительное сотрудничество сторон. Гарантом является один или оба контрагента(трудовой контакт).

4)разновидностью отношенческого контракта является имплицитный контракт (неоговоренный до конца).Он опирается на мягкие институты (традиции).Это фактические обязательства человека вести себя определенным образом по отношению к определенному обществу.

Вопрос 48. Институциональные аспекты теории фирмы

В представлении неоклассической парадигмы хозяйствующая организация (фирма) выступает как чёрный ящик, непроницаемый и лишённый внутренней структуры автомат. Для преобразования исходных материальных трудовых и финансовых ресурсов продукцию с помощью набора технологий, а так же привлечения этих ресурсов в производство.

Фирма служит всего лишь "передающим звеном" между рыночным спросом и условиями ресурсных рынков при заданной производством технологии.

Предполагалось, что все фирмы в отрасли имеют одинаковые производственные функции, что являлось следствием предположения о бесплатной в информ-организационно-правовом смыслах передачи технологий от 1-ой фирмы ко 2-ой. Неоклассическое представление о фирме является по сей день базовым принятым в большинстве стран мира.

Альтернативный технологическому подходу взгляд на проблему поведения фирм был разработан в рамках НИЭТ. Одним из основателей соврем. взаимопроникновения правовой науки в экономическую науку и наоборот был Коуз. В своей работе "Природа фирмы" (1937г.)он рассматривает фирму как коалицию собственников ресурсов или как сеть двусторонних долгосрочных контрактов между собственниками ресурсов и центральным агентом, которые замещают рынок продуктов и ресурсов, где ценовые сигналы играют относительно небольшую роль в виду обеспечения координации по средством команд.

Взгляд на фирму как на сеть контрактов позволяет проанализировать преимущество одного из контрагентов функцией контроль над остальными.

Центральным агентом (принципалом)становится один из собственников ресурса, который обладает сравнительными преимуществами в реализации функции посредника по отношению к другим собственникам. Его положение может определятся местом в технологическом процессе, обладание специфическими данными или информацией, способностью брать на себя бремя рынка, осуществлять предпринимательскую деятельность и т.д.

Чем крупнее фирма, тем сложнее осуществить контроль со стороны принципала за деятельностью агента. Конфликт усугубляется ассиметрией информации.

Итак, фирма как обособленный субъект экономическая деятельность существует между 2 видами издержек: ТИ, которые определяют нижнюю границу фирмы, её минимальный размер и издержками контроля, которые задают верхнюю границу, её максимальный размер. Фирма будет расширятся до тех пор, пока затраты на организацию одной дополнительной трансакции внутри фирмы не будут равны затратам на осуществление той же трансакции через обмен на открытом рынке или с издержками на её организацию другой фирмой.

Вопрос 4. Основные направления критики классической политической экономии со стороны представителей институционализма.

Теория А. Смита и Д. Рекардо базируется на принципах натуральной философии:

1. принцип естественного поведения фактически выражает идею свободы. Естественное поведение индивида вытекает из 2-х предпосылок:

- принцип рациональности, когда человек (Homoeconomicus) способен выбирать цели и последовательно добиваться их выполнения

- принцип эгоизма (индивидуализма), когда человек стремится выполнить свой собственные потребности

2. правила «невидимой руки» рынка – это идея стала обобщенным выражением той мысли, что вмешательство государства в экономику, как правило, излишне и поэтому должны быть ограничения.

Представители институционализма отрицали существование изолированного от социальной среды независимого субъекта типа homo – экономики. В частности Веблен отвергал концепцию рациональности и соответствует ей принцип максимизации полезности. Объектом анализа являются институты, а не индивид, что характерно для неоклассической теории. Таким образом, традиционный институционализм использует методологию «холизма», в соответствии с которой институты первичны, а индивиды – вторичны.

Институционалисты в большей или меньшей степени основываются на постулате ограниченного рационального рынка, ограниченности инструментов рыночного саморегулирования хозяйственных систем.

Рынок отнюдь не нейтральный и не универсальный механизм распределения ресурсов. Вместе с тем институционалисты не ставили свои задачи выдвинуть альтернативу рынка.

Наконец, институционалисты вывели из небытия институт государства как необходимый элемент познания закономерностей функционирования и развития рыночной системы.

В 30-е гг XX в институционализм распадается на две ветви: старый и новый институционализм. Работы «старых» институционалистов отличаются значительной междисциплинарностью, поскольку многое в их концепциях заимствовано для цели экономического анализа из антропологии, социологии, политологии и других наук. Но для этих целей они использовали индуктивный метод: идея от частных случаев к обобщению.

Вопрос 22. Концепция «техноструктуры» Дж. К. Гэлбрейта

Особое внимание он уделял роли техноструктуры, включающей в себя менеджмент и научно-технический персонал. Целью техноструктуры является не столько максимизация прибыли, сколько постоянный экономический рост, который и обеспечивает рост должностных окладов и стабильности. Гэлбрейт утверждает, что «потребности людей могут быть спровоцированы рекламой, расширенной умелой торговлей, сформированной посредством осторожного убеждения». Гэлбрейта интересует вопрос информации. Его главный тезис – на современном рынке никто не обладает всей полнотой информации, знание каждого носит специализированный и частный характер. Интересы техноструктуры не совпадают с интересами собственника о максимизации прибыли, однако они гораздо ближе к целям общества. Он уделяет большое внимание планированию.

Развитие «старой» школы на современном этапе связано главным образом с деятельностью Кембриджской школы во главе с Дж. Ходжсоном. Он критикует новую школу за то, что она отошла от социального дарвинизма. Он считает, что нельзя рассматривать человека как нечто заданное. Необходимо рассматривать институциональную и культурную среду, в которой находится человек. Люди не просто создают институты, они возникают вместе с привычками и правилами, а затем открываются людям как закономерность. Современный «старый» институционализм отличается от экономической теории Мейнстрима именно потому что не рассматривает индивидуализм как заданный, т.е. с заданными функциями, целями и предпочтениями.

Вопрос 14. Норма поведения как основной элемент институциональной среды

Норма (правило) – это модели или образы поведения, говорящие о том, как следует себя вести в той или иной ситуации. Норма практически совпадает с понятием институционального соглашения, т.е. договоренность между индивидами или их группами, определяющие способы кооперации или конкуренции. Выполнение предписания соглашения носят сугубо добровольный характер. При переходе к правилу добровольности характер выполнения предписания исчезает, в ход вступают санкции. Каждое правило будь то формальное или неформальное характеризует

1. адресат (кто именно должен следовать данному правилу)

2. условия применения (в каких случаях адресат должен следовать правилу)

3. содержание правила

4. гарант правила (тот, кто определяет следует ли адресат правилу и в случае нарушения применяет к нему санкцию)

5. санкции за нарушение требований правил

Существуют внешние, так называемые рефлексивные нормы.

Рефлексивная норма – это правило, в котором гарант норм не совпадает с его адресатом и, будучи внешней, она противостоит этической и нравственной внутренней норме (всегда предполагает партнера).

Внутренние нормы – это правила, в которых гарант нормы совпадает с ее адресатом. Практическое применение рефлексивных норм порождает социальные отношения, в том числе экономические. Понятие «рефлексивная норма» непосредственно связано с понятием «институт». Совокупность предполагаемых социальных, политических, юридических и экономических правил определяет рамки человеческого поведения и образует институциональную среду.

Ментальные модели - идеи и представления, которые мы используем для направления наших действий, для понимания и объяснения причин и следствий, а также для того, чтобы придать смысл нашему опыту.

Шаблоны и образцы поведения представляют собой средства экономии ресурсов в рамках задач определения наилучших способов действий.

вопрос 28. Определение и виды трансакций, трансакционные издержки.

Трансакция- деятельность человека в форме отчуждения и присвоения прав собственности и свобод, принятых в обществе которые осуществляются в процессе планирования, контроля за выполнением обещаний, а также адаптации к непредвиденных ситуациям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: