Предназначен для измерения магнитного курса самолета (см. рис. 36).
Принцип действия основан на взаимодействии подвижного постоянного магнита с магнитным полем Земли (как стрелка в компасе).
Конструкция (см. рис. 37):
В корпусе, заполненном жидкостью на подпружиненный подпятник с помощью иглы и корундового камня установлена подвижная магнитная система, состоящая из двух цилиндрических магнитов и подвижной шкалы-картушки. Спереди на корпусе имеется прозрачное окно, через которое видна подвижная шкала с оцифровкой в 300 и ценой деления 50. Для отсчета сделано две визирные линии.
Рис. 36 Магнитный компас КИ-13 Рис. 37 Устройство компаса:
1 - пробка заливного отверстия; 2 - крышка;
3 - компенсационная камера; 4 - корпус;
5 - картушка; 6 - подпятник; 7 - магнитные стержни;
8 - курсовая нить; 9 - колонка;
10 - девиационное устройство
Прибор обладает следующими ошибками:
1. Ошибка трения.
2. Колебания шкалы, в т.ч. увлечение картушки жидкостью после окончания разворота.
3. Девиация:
- полукруговая – обусловлена наличием на самолете постоянных магнитов;
|
|
- четвертная – наличие магнитомягких ферромагнетиков;
4. Установочная.
Девиационные ошибки частично компенсируются с помощью девиационного прибора, расположенного в нижней части КИ-13.
5. Из-за негоризонтального положения магнитного поля Земли вблизи полюсов.
При кренах, при наличии вертикальной составляющей магнитного поля картушка дополнительно разворачивается, создавая поворотную ошибку.
6 Имеется предельное значение крена (17О), при которых картушка устанавливается на упор корпуса и оказывается неподвижной.
Общий вывод: магнитный компас используется для измерения магнитного курса только в горизонтальном полете, после усреднения нескольких показаний компаса. Используется как резервный прибор, а также для своевременного определения отказа основной курсовой системы.