Гирополукомпас ГПК-52АП

К сожалению, при полете самолета с постоянным магнитным курсом, например, по ГИК-1 самолет летит по криволинейной траектории (локсодромии), обусловленной схождением магнитных меридианов. Для полета по кратчайшему расстоянию между двумя точками на Земле (по ортодромии) используется ГПК.

ГПК предназначен для измерения ортодромического курса (приведенного курса). Это угол между продольной осью самолета и северным направлением магнитного меридиана, последнего места коррекции.

Рис. 41 – Функциональная схема гирополукомпаса ГПК-52 АП

Принцип действия основан на использовании гироскопа с 3-мя степенями свободы, главная ось которого расположена горизонтально. Если ее удерживать неподвижной относительно Земли, то относительно нее можно измерять перемещение самолета по курсу, не ориентируясь по магнитному полю Земли.

В состав ГПК входят курсовой гироскоп, пульт управления; задатчик курса ЗК-2; выключатель коррекции ВК-53; соединительная коробка СК-18.

Курсовой гироскоп имеет две системы коррекции, для того, чтобы его ось оставалась параллельной относительно плоскости горизонта и неподвижной в азимуте относительно Земли:

1. Горизонтальная коррекция – удерживает главную ось гироскопа в горизонтальном положении с помощью жидкостного маятника, и корректирующего двигателя. Во время разворотов система коррекции автоматически выключается с помощью ВК-53.

2. Азимутальная коррекция заставляет непрерывно прецессировать гироскоп в азимуте вместе с вращением Земли, чтобы оставаться неподвижным в азимуте относительно Земли.

Гироскоп нужно вращать со скоростью, зависящей от широты места самолета: ω = Ωз·sinφ.

В южном полушарии нужно изменить направление прецессии гироскопа.

Азимутальная коррекция обеспечивается с помощью установки ручкой «широта» на пульте управления значения широты от 0 до 900, причем шкала сделана неравномерной, так чтобы угол поворота соответствовал синусу широты.

На оси ручки расположен потенциометр, который выдает напряжение, пропорциональное ω = Ωз·sinφ.

Это напряжение поступает на двигатель азимутальной коррекции, который создает внешний момент, заставляющий прецессировать гироскоп.

Гирополукомпас не имеет чувствительного элемента, измеряющего направление магнитного поля Земли, поэтому после его включения он показывает случайное значение и, поэтому, нуждается в начальной выставке-установке на индикаторе ГПК текущего магнитного курса, измеренного, например, с помощью ГИК-1.

Начальная выставка осуществляется с помощью переключателя «задатчик курса» на пульте управления. Отклоненная влево или вправо ручка переключателя подключает напряжение к двигателю, который вращает шкалу прибора.

Рис. 42 – Лицевая часть пульта управления гирополукомпаса ГПК-52 АП

С помощью ручки заданного курса на ЗК-2 устанавливают курс взлета на шкале ЗК-2 относительно вертикального индекса.

Рис. 43 – Лицевая часть задатчика курса ЗК-2

После взлета прибор показывает ортодромический курс, который в процессе полета по ортодромии отличается от гиромагнитного курса на величину схождения меридианов. Перед сменой ЛЗП нужно установить новое значение широты и сделать азимутальную коррекцию, т.е. установить на ГПК текущее значение МК по ГИК (ручкой ЗК на ПУ). На указателе ЗК-2 устанавливают новое значение заданного курса и осуществляют разворот самолета.

На рис. 44 показана лицевая часть гирополукомпаса ГПК-48, не имеющего автоматической азимутальной коррекции.

Рис. 44 – Лицевая часть гирополукомпаса ГПК-48


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: