ПМПК осуществляет диагностику развития ребенка, процесс образования которого затруднен. Речь идет об образовании ребенка в широком смысле слова: формировании знаний, умений и навыков общесоциального и академического плана и целостном развитии личности, способной к самореализации, адаптации и интеграции в социум на каждом возрастном этапе (от 0 до 18 лет). Экспертные аспекты данной функции предполагают высокопрофессиональный уровень диагностики развития ребенка, обучение и воспитание которого в семье или образовательном учреждении требует специальной психолого-педагогической и сопутствующей медицинской и социальной помощи.
Достоверность диагностики
Экспертно-диагностическая функция обеспечивает достоверность диагностики развития ребенка с опорой на целый ряд важнейших параметров.
В первую очередь речь идет о своевременной комплексной всесторонней динамической диагностике отклонений в развитии, препятствующих развитию детей от 0 до 18 лет, и реализации по отношению к этим детям процесса образования.
|
|
Своевременность диагностики (ранняя диагностика)
Имеется в виду как можно более раннее выявление отклонений в развитии или постановка вопроса о подозрении на наличие отклонений в развитии детей с последующей адекватной процедурой диагностики.
Возможность участия ПМПК на ранних этапах развития ребенка может быть обеспечена приказом, подписанным на уровне управления образования и управления здравоохранения региона. В этом приказе медицинским учреждениям и конкретным специалистам, работающим с детьми от 0 до 3 лет, следует указать на необходимость направления в ПМПК детей раннего возраста с выявленными или предполагаемыми отклонениями в развитии для решения вопроса об оказании ранней психолого-педагогической и медико-социальной помощи, способствующей социализации этих детей.
В перспективе предполагается вычленение в ПМПК особой группы специалистов или специального отдела, который будет заниматься детьми раннего возраста (от 0 до 3 лет). Такой проект уже разрабатывается с участием Института раннего вмешательства и других учреждений Санкт-Петербурга и Москвы.
Функции | Региональная (областная, краевая, республиканская) ПМПК | Муниципальная (районная, городская) ПМПК |
Экспертно-диагностическая функция | 1. Прием детей и подростков от 0 до 18 лет, имеющих показания к направлению в ПМПК | |
2. Рассмотрение диагностически сложных и конфликтных случаев по направлению муниципальных ПМПК или по инициативе родителей (законных представителей) | 2. Направление детей и подростков с отклонениями в развитии в региональную ПМПК в диагностически сложных и конфликтных случаях | |
Информационно-аналитическая функция | 1. Формирование базы данных на детей и подростков с отклонениями в развитии (выход с этими данными и следующими из них предложениями на управление образования): | |
на региональном уровне | на муниципальном уровне | |
2. Статистический анализ “социальной ситуации развития” детей и подростков, прошедших обследование на ПМПК (выход с этими данными и следующими из них предложениями на управление образования): — характер, соотношение и тенденции распространения основных типов, видов, форм отклонений в развитии детей и подростков; — обеспеченность детей и подростков с отклонениями в развитии местами в системе образования: | ||
на региональном уровне | на муниципальном уровне | |
Обратная связь | ||
3. Анализ деятельности ПМПК (выход с этими данными и следующими из них предложениями на управление образования): | ||
на региональном уровне | на муниципальном уровне | |
Обратная связь | ||
4. Информирование (памятки, листовки, телефонограммы и др.) всех учреждений и ведомств, с которыми взаимодействует ПМПК, о возможности обращения в ПМПК родителей детей и подростков с отклонениями в развитии, в том числе не охваченных системой образования, в частности детей-инвалидов | ||
Организационная функция | 1. Выход на управление образования с предложениями по формированию договоров с учреждениями, организациями, конкретными специалистами внутри системы образования и в других ведомствах | |
2. Координация системы ПМПК на региональном уровне (во взаимодействии с представителем управления образования региона, курирующим ПМПК): работа с ПМПК муниципального уровня | 2. Координация системы ПМПК на муниципальном уровне (во взаимодействии с представителем управления образования муниципалитета, курирующим ПМПК): работа с ПМП-консилиумами образовательных учреждений | |
3. Организация “Школы родителей” | ||
4. Выявление детей, в частности детей-инвалидов, не охваченных системой образования, через взаимодействие с местными органами социальной защиты при посредстве местного управления образования | ||
Методическая функция | 1. Регулярное проведение методических совещаний по ревизии методического обеспечения и технологий работы ПМПК с детьми и родителями: | |
для специалистов муниципальных ПМПК | для специалистов ПМП-консилиумов образовательных учреждений муниципалитета | |
2. Обучение родителей (законных представителей) методическим приемам работы с их детьми, имеющими отклонения в развитии (возможно, в рамках “Школы родителей”) | ||
Консультативная функция | 1. Консультирование детей и подростков, родителей (законных представителей) по всем вопросам, находящимся в компетенции ПМПК | |
2. Консультирование специалистов регионального управления образования, муниципальных ПМПК, специалистов других учреждений, организаций и ведомств, с которыми взаимодействует региональная ПМПК | 2. Консультирование специалистов ПМП-консилиумов образовательных учреждений, муниципальных управлений образования | |
3. Консультирование родителей (законных представителей) детей, не охваченных системой образования, в частности детей-инвалидов | ||
Функция сопровождения | 1. Контроль динамики развития и эффективности рекомендаций, данных ПМПК детям и подросткам, прошедшим обследование на ПМПК: | |
Посредством взаимодействия с муниципальными ПМПК и непосредственно с родителями (законными представителями) | Посредством взаимодействия с ПМП-консилиумами образовательных учреждений и непосредственно с родителями (законными представителями) | |
2. Курирование всех учреждений региона для детей-сирот, контроль динамики развития и соответствия диагностики условиям получения образования детьми-сиротами | 2. Контроль динамики развития выявленных детей, не охваченных системой образования, в частности детей-инвалидов, проживающих на территории данного муниципалитета | |
Просветительская функция | 1. Выход на население через средства массовой информации по вопросам, находящимся в сфере компетенции ПМПК 2. Просвещение родителей через “Школу родителей” при ПМПК 3. Просвещение специалистов других учреждений, организаций и ведомств, с которыми взаимодействует ПМПК |
Комплексность
|
|
|
|
Предполагает учет медицинских, психологических, педагогических, социальных аспектов диагностики развития, выявляемых специалистами соответствующих профилей. Комплексный подход реализуется в ПМПК благодаря особым современным технологиям совместного проведения обследования ребенка (в форме супервизорских технологий) и коллегиальному обсуждению его результатов.
Всесторонняя диагностика
Такая диагностика развития ребенка осуществляется специалистами разных профилей в рамках их профессиональных задач и компетенции. Под всесторонностью любого вида обследования (медицинского, психологического, педагогического) имеется в виду широкий системный взгляд каждого специалиста на проблемы развития ребенка сквозь призму конкретного предмета исследования. Например, психолог, предполагающий отклонения в состоянии мышления ребенка, обязательно оценивает роль и место этих отклонений в структуре его психического развития. В частности, речь идет о соотношении первичного и вторичных отклонений в развитии. Мышление может страдать из-за нарушений собственно мыслительных операций, а может и вследствие нарушений мотивации, эмоционально-волевой и личностной сферы, умственной работоспособности, конкретных психических функций и т.п.
Динамические аспекты диагностики
Предполагают анализ анамнестических и катамнестических данных, «срезовые» или лонгитюдные исследования и наблюдения за развитием ребенка на разных возрастных этапах. Динамика развития ребенка оценивается с точки зрения как общих онтогенетических закономерностей, так и индивидуальных особенностей развития.
|
|
Целостный подход
Такой подход к ребенку реализуется на основании всех вышеперечисленных аспектов диагностики развития. Он заключается в понимании онтогенетических закономерностей развития и в создании необходимых условий для адаптации и максимальной самореализации личности ребенка в социуме.
Таким образом, достоверность диагностики обеспечивается многоаспектностью диагностической картины в сочетании с наблюдениями за ее динамическими изменениями. То есть сама диагностика рассматривается нами в развитии.
В центре внимания любого специалиста должен находиться развивающийся ребенок, но не диагноз. Каждый специалист должен озадачиться вопросом, в каких условиях развитие ребенка будет максимально приближено к реализации имеющихся у него потенциальных, или резервных, возможностей. В этом смысле ПМПК диагностирует сами социальные условия развития ребенка и выходит на проблему их возможного и необходимого изменения, в частности, в системе образования и смежных ведомств.