Направления деятельности:
— прием населения (экспертно-диагностическая, консультативная, аналитическая функции);
— организационно-методическая деятельность на рабочем месте и в рамках всей системы ПМПК (организационная, методическая, информационная функции);
— просветительская деятельность (просветительская, организационная, информационная функции);
— контроль эффективности рекомендаций ПМПК, или обратная связь (организационная, экспертно-диагностическая, аналитическая функции, функция сопровождения).
Формы деятельности:
— диагностическое обследование (методы: наблюдение, беседа, эксперимент, тестирование, изучение результатов деятельности);
— консультирование (психологическое, педагогическое, медицинское);
— кратковременное диагностическое обучение и/или диагностическое лечение;
— аналитико-статистическая обработка материалов (анализ, обобщение, описание, графическое представление);
— лекции, семинары, тренинги;
— подготовка публикаций (статьи, монографии, методические рекомендации);
— выступления на радио и телевидении, выход с информационными сообщениями в Интернет;
— организация «родительских школ», профессиональных клубов.
Следует учитывать, что, помимо перечисленных, существует огромное разнообразие форм деятельности, приемлемых для реализации целей и задач ПМПК. Их выбор зависит от профессиональной подготовки специалиста и осуществляется каждым специалистом с учетом индивидуальных особенностей конкретного ребенка.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПМПК
Состав
Вопрос о составе ПМПК, как и многие другие вопросы обеспечения деятельности ПМПК, до сих пор до конца не разрешен. В этом вопросе существует ряд противоречий, связанных с необходимостью объединения в ПМПК специалистов разных профилей из различных ведомств.
Особенно острая ситуация отмечается в отношении медицинских работников. Их участие в деятельности ПМПК является чрезвычайно значимым для достижения цели и решения задач ПМПК. Деятельность в ПМПК педиатра, детского психиатра и невропатолога, а также медсестры может быть оптимальной и эффективной при их работе на постоянной основе. Другие медицинские работники (офтальмолог, отоларинголог, ортопед и др.) могут привлекаться к работе в ПМПК на условиях совместительства или почасовой оплаты, на других договорных условиях, предполагающих, что основное место работы медика — в системе здравоохранения.
Что имеется в виду под работой «на постоянной основе»? Формально это означает, что основное место работы специалиста — ПМПК. Однако для медицинских работников работа вне системы здравоохранения, как уже отмечалось, приводит к правовой незащищенности. Прежде компромисс достигался тем, что, будучи на основном рабочем месте в системе здравоохранения, врачи и медсестры привлекались к работе в ПМПК по мере необходимости, как члены, но не штатные работники комиссии. Впрочем, это касалось всех членов ПМПК.
Но мы уже многократно повторяли, что нынешняя ситуация требует постоянного, изо дня в день, участия медика (и других специалистов) в работе ПМПК. Промежуточный этап развития системы ПМПК и в этом вопросе требует отчасти сохранения, отчасти развития прежних компромиссных условий. То есть на сегодня этот вопрос разрешим, если медик находится в штате учреждения здравоохранения, но выполняет функциональные обязанности соответствующего специалиста ПМПК, работая в помещении ПМПК. Для медиков — членов ПМПК такие условия работы могут быть обеспечены межведомственным приказом, о котором говорилось выше. Никакой потери для системы здравоохранения в таком решении нет: медицинские работники продолжают выполнять сугубо медицинские функции; характерной особенностью является лишь то, что они соразмеряют клинические проблемы ребенка с его отношением к системе образования. То есть анализируют, как клинические проблемы влияют на образование (развитие, обучение, воспитание) ребенка и, наоборот, как образовательный процесс сказывается на медицинских аспектах развития ребенка.
Существуют разные позиции и по поводу введения в состав ПМПК представителей органов управления образования и здравоохранения. Развитие системы ПМПК привело, как это отмечалось выше, к тому, что деятельность по обследованию ребенка на ПМПК преобразовалась из «комиссионного освидетельствования» в сложный комплексный процесс, иногда очень длительный, с обязательным сопровождением ребенка и отслеживанием динамики его развития.
При таких обстоятельствах произошло отделение функции определения вида психического дизонтогенеза и условий устранения отклонений в развитии ребенка от функции обеспечения этих условий, то есть поиска конкретного места в системе образования или, по согласованию, в смежных системах (здравоохранения, социальной защиты, правоохранительной системы) и законного направления ребенка в соответствующие условия.
Профессиональные задачи ПМПК, с преобладанием диагностической функции, не требуют непосредственного участия представителей управленческих структур в деятельности ПМПК. Эти представители по заключению ПМПК направляют ребенка или подростка в учреждения, которые оптимальным образом могут реализовать рекомендации ПМПК. Представитель управления решает вопрос, в том числе, и о территориальной близости учреждения к месту жительства ребенка, о возможности сохранить связь ребенка с семьей и др.
Таким образом, в настоящее время оптимальным представляется оперативное взаимодействие (а не непосредственное участие) представителя (куратора) управления образования (других ведомств) с ПМПК через посредство документов, в первую очередь — коллегиального заключения на ребенка. Это не исключает введения работника управления образования, а также других управлений (здравоохранения, социальной защиты, правоохранительной системы) в состав ПМПК в качестве ее членов, непосредственно участвующих в деятельности ПМПК лишь в исключительных случаях, определяемых по совместной договоренности.
Поскольку система ПМПК еще в полной мере не оформилась и продолжает развиваться, мы отмечаем сложное взаимодействие признаков, характерных для комиссии, то есть для «органа, выполняющего соответствующие функции», и для отдельно взятого учреждения ПМПК, работающего на постоянной основе. В связи с этим вопрос о штатном расписании и о членах психолого-медико-педагогической комиссии парадоксально раздваивается: есть члены ПМПК — штатные сотрудники и другие члены ПМПК, работающие в других учреждениях и ведомствах.
Второй вопрос, который требует разрешения, — это разграничение собственно специалистов и других работников, обеспечивающих деятельность ПМПК. Если ПМПК рассматривать как структурное подразделение ППМС-центра или непосредственно как ППМС-центр (диагностики и консультирования), то вопрос о других работниках решается на уровне директора этого учреждения. Речь идет, в частности, об обслуживании компьютерной техники, других технических средств, об обслуживании самого помещения, занимаемого ПМПК. Этот вопрос решается директором центра в соответствии со штатным расписанием центра или на договорной основе.
Таким образом, обсуждая вопрос о составе ПМПК, мы вынуждены, в настоящее время вычленять в нем две составляющие:
1) состав ПМПК в соответствии с количеством входящих в комиссию членов;
2) состав ПМПК в соответствии со штатным расписанием ПМПК как учреждения или структурного подразделения учреждения (ППМС-центра).