Порядок проектирования нефтегазовых объектов

Разработка проектной документации проводится на основании Закона РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 22-Ф от 2 января 2000 г. и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. № 1008 «О порядке проведения государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации», а также рекомендованными б. Госстроем России для разработки проектно - сметной документации «Порядком разработки, согласования, утверждения и состава обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений (СП 11-101-95)» и «Инструкцией о порядке разработки, согласования, утверждения и состава проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений (СНиП 11-02-95)». Определенные изменения в процессе разработки проектной документации внес одобренный Советом Федерации 24 декабря 2004 г. Градостроительный кодекс РФ. Эти изменения касаются, прежде всего, комплекса требований по проведению обязательной государственной экспертизы проектной документации на объекты капитального строительства, введению государственного строительного надзора и выдачи разрешений на ввод объекта в эксплуатацию.

Принципиальная схема разработки, согласования и утверждения предпроектной и проектной документации на строительство приведена на рис. 19.5.1.

В инвестиционном процессе предпроектная и проектная подготовка строительства с учетом действующего российского законодательства и зарубежной практики, как правило, состоит из четырех основных этапов:

• I этап - определение инвестиционного замысла, содержащего: цели инвестирования, назначение и мощность объекта строительства, номенклатуры продукции, места (района) размещения объекта с учетом принципиальных требований и условий заказчика (инвестора). На основе необходимых исследований и проработок об источниках финансирования, условиях и средствах реализации поставленной цели с использованием максимально возможной информации базы данных заказчиком (инвестором) проводится оценка возможностей инвестирования и достижения намечаемых технико-экономических показателей. С учетом принятых на данном этапе решений заказчик представляет в установленном порядке ходатайство (Декларацию) о намерениях и получает исходные данные и технические условия на проектиро-вание.

• И этап - разработка обоснований инвестиций в строительство на основании получения информации, требований государственных органов и заинтересованных организаций, в объеме, достаточном для принятия заказчиком (инвестором) решения о целесообразности дальнейшего инвестирования, получения от соответствующего органа исполнительной власти согласования места размещения объекта (акта выбора участка) и о разработке проектной документации.

• III этап - разработка, согласование, экспертиза и утверждение проектной документации / ТЭО (проект) строительства.

• IV этап - разработка рабочей документации и получение разрешения на выполнение строительно-монтажных работ.

В настоящее время порядок проектирования определен следующими основными документами:

• Градостроительным кодексом Российской Федерации, введенным с 1 января 2005 г. федеральным законом РФ от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ;

• СНиП 12-01-2004 «Организация строительства», Госстрой России, 2004 г. (введен с 1 января 2005 г.).

Градостроительный кодекс России устанавливает правовые основы регулирования отношений по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, а также по строительству объектов капитального строительства и их реконструкции (градостроительные отношения).

СНиП 12-01-2004 «носит рекомендательный характер и устанавливает для добровольного применения общие правила ведения строительства, процедуры контроля качества строительства и оценки соответствия законченных строительством объектов недвижимости (зданий и сооружений) требованиям проектной документации и условиям договоров».

СНиП устанавливает, что «общее ведение строительства осуществляет лицо, получившее разрешение на строительство (далее - застройщик). Застройщиком может быть инвестор. Взаимоотношения застройщика и инвестора, не являющегося застройщиком, определяются договором между ними. В соответствии с действующим законодательством базовыми функциями застройщика являются:

• получение разрешения на строительство;

• получение права ограниченного пользования соседними земельными участками (сервитутов) на время строительства;

• привлечение для осуществления работ по возведению объекта недвижимости исполнителя работ (подрядчика при подрядном способе строительства);

• обеспечение строительства проектной документацией, прошедшей экспертизу и утвержденной в установленном порядке;

• привлечение в предусмотренных законодательством случаях ав­торского надзора проектировщика за строительством объекта;

• извещение о начале любых работ на строительной площадке органов государственного контроля (надзора), которым подконтролен данный объект;

• обеспечение безопасности работ на строительной площадке для окружающей природной среды и населения;

• обеспечение безопасности законченного строительством объекта недвижимости для пользователей, окружающей природной среды и населения;

• принятие решений о начале, приостановке, консервации, пре­кращении строительства, о вводе законченного строительством объекта недвижимости в эксплуатацию».

В соответствии со СНиП в состав проектной документации в общем случае входит:

• утверждаемая часть, в том числе проект организации строительства (ПОС);

• рабочая документация на весь объект или на определенные этапы работ.

Проект организации строительства обычно содержит:

• мероприятия по обеспечению в процессе строительства прочности и устойчивости возводимых и существующих зданий и сооружений;

• для сложных и уникальных объектов - программы необходимых исследований, испытаний и режимных наблюдений, включая организацию станций, полигонов, измерительных постов и т. п.;

• решения по организации транспорта, водоснабжения, канализации, энергоснабжения, связи, решения по возведению конструкций, осуществлению строительства в сложных природно-климатических условиях, а также стесненных условиях;

• мероприятия по временному ограничению движения транспорта, изменению маршрутов транспорта;

• ситуационный план строительства с расположением мест примыкания к железнодорожным путям, речных и морских причалов, временных поселений и т. п.;

• порядок и условия использования и восстановления территорий, расположенных вне земельного участка, принадлежащего застройщику (заказчику), в соответствии с установленными сервитутами;

• календарный план строительства с учетом сроков действия сервитутов на временное использование чужих территорий;

• перечень работ и конструкций, показатели качества которых влияют на безопасность объекта и в процессе строительства подлежат оценке соответствия требованиям нормативных документов и стандартов, являющихся доказательной базой соблюдения требований технических регламентов (ФЗ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»);

• сроки выполнения незавершенных (сезонных) работ, порядок их приемки;

• методы и средства выполнения контроля и испытаний (в том числе путем ссылок на соответствующие нормативные документы).

В случаях, когда в составе проектной документации не разрабатывается проект организации строительства, застройщик (заказчик) совместно с проектировщиком и исполнителем работ (подрядчиком) условиями договора (распорядительной документацией) определяют порядок приемки законченного строительством объекта, а также перечень контрольных процедур оценки соответствия, выполняемых в процессе строительства по завершении определенных его этапов.

В соответствии с Градостроительным кодексом «проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства».

Проектная документация разрабатывается преимущественно на конкурсной основе, в том числе через торги подряда (тендер). Проектирование объектов строительства должно осуществляться юридическими и физическими лицами, получившими в установленном порядке право на соответствующий вид деятельности.

Торги (тендеры) на разработку проектной документации. Порядок организации и проведения тендера на проектные работы определяется инвестором (заказчиком) в соответствии с «Положением о подрядных торгах в Российской Федерации» и серией методических рекомендаций, утвержденных Межведомственной комиссией по подрядным торгам. Тендер на проектирование объекта может проводиться на часть проектной документации: ТЭО, эскизный проект, только на рабочую документацию, на весь объем проектной документации.

В соответствии с Градостроительным кодексом «в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются следующие разделы:

1) пояснительная записка с исходными данными для архитектурно- строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями;

2) схема планировочной организации земельного участка, выполнен­ная в соответствии с градостроительным планом земельного участка;

3) архитектурные решения;

4) конструктивные и объемно-планировочные решения;

5) сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений;

6) проект организации строительства объектов капитального строи­тельства;

7) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости сноса или демонтажа объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);

8) перечень мероприятий по охране окружающей среды;

9) перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

10) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки соответствующей проектной документации);

11) проектно-сметная документация объектов капитального строи­тельства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов;

12) иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами».

Проектная документация подлежит государственной экспертизе в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с Градостроительным кодексом «предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий».

Проектная документация проходит экспертизу в установленном порядке. Задачей экспертизы является определение ценности проекта, принимая во внимание все его положительные и отрицательные последствия. Экспертизе подлежат, помимо чисто технических аспектов:

• расчет эффективности проекта;

• воздействие на окружающую среду;

• коммерческие перспективы, включая рыночную привлекательность и спрос на продукцию проекта;

• экономический анализ общих последствий проекта для национального развития;

• социальные последствия проекта;

• административно-управленческие аспекты, имеющие целью опре­делить организационные возможности реализации проекта.

Рассмотрим отдельные разделы предпроектной и проектной доку­ментации.

Работа над проектом начинается с проработки концепции проекта, содержащей формирование инвестиционного замысла и исследование инвестиционных возможностей. Этот этап выполняется заказчиком (инвестором) и специальными группами и существенно зависит от специфики проекта.

Формирование инвестиционного замысла. Основными причинами появления (источниками идей) проектов можно назвать:

• неудовлетворенный спрос;

• избыточные ресурсы;

• инициатива предпринимателей;

• реакция на политическое давление;

• интересы кредиторов.

После формирования определенного числа альтернативных идей проекта специалист - аналитик проекта должен выполнить предварительную экспертизу и исключить из дальнейшего рассмотрения заведомо неприемлемые идеи.

Предварительная проработка целей и задач проекта. Цели и задачи проекта должны быть четко сформулированы, так как только при этом условии может быть проработан следующий шаг – формирование основных характеристик проекта. К числу таких характеристик можно отнести:

• наличие альтернативных технических решений;

• спрос на продукцию проекта;

• продолжительность проекта, в том числе его инвестиционной фазы;

• оценку уровня базовых, текущих и прогнозных цен на продукцию (услуги) проекта;

• перспективы экспорта продукции проекта;

• сложность проекта;

• наличие исходно-разрешительной документации;

• инвестиционный климат в районе реализации проекта;

• соотношение затрат и результатов проекта.

Предварительный анализ осуществимости проекта. Предварительный анализ осуществимости проекта производится на основе приведенных выше показателей. Для этой цели обычно используют несложную экспертную систему, использующую ранжирование факторов, которые могут в значительной степени повлиять на успешность выполнения проекта, по критериям отбора вариантов инвестиционных решений.

Если полученное экспертным путем значение критериальных показателей выше установленного предела, проект признается осуществимым.

Если проект достоин дальнейшего рассмотрения, определяют состав сведений, которые потребуются для его разработки, включая:

• детальный маркетинг;

• инженерно-геологические изыскания;

• оценку окружающей среды и местных источников сырья;

• политическую обстановку в регионе, республике, стране;

• социокультурную характеристику населения.

Формирование инвестиционного замысла проекта. В процессе формирования замысла проекта должны быть получены ответы на следующие вопросы:

• цель и объект инвестирования, место (район) размещения;

• продукция проекта – характеристика и объем выпуска;

• срок окупаемости;

• доходность проекта;

• назначение, мощность и основные характеристики объекта инвестирования;

• предполагаемые источники и схемы финансирования.

Замысел инвестора реализуется в форме Декларации о намерениях, а также задания (исходных данных) на разработку предпроектных обоснований инвестиций в строительство.

Разработка обоснований инвестиций. После предварительного согласования ходатайства (Декларации) о намерениях заказчик (инвестор) принимает решение о разработке обоснований инвестиций. Документ разрабатывается с учетом обязательных требований государственных органов и заинтересованных организаций в объеме, достаточном для принятия заказчиком (инвестором) решения о целесообразности дальнейшего инвестирования и о разработке проектной документации, получения от соответствующего органа исполнительной власти предварительного согласования места размещения объекта (акта выбора участка). Обоснования подлежат экспертизе в установленном порядке.

Выбор и согласование места размещения объекта, экологическое обоснование проекта и экспертиза. Этап включает в себя:

• проработку предварительных условий возможного предоставления земельного участка:

• разработку материалов по экологическому обоснованию места размещения объекта;

• экспертизу материалов экологического обоснования места размещения объекта.

Оформление акта выбора земельного участка. В качестве итога этапа оформляется акт выбора земельного участка, к которому прилагаются:

• картографические материалы;

• заключение о согласовании условий природопользования;

• расчеты убытков собственников земли;

• материалы других согласований и экспертиз;

• принципиальные условия, подлежащие включению в договор о хозяйственных отношениях органов местного самоуправления и заказчика.

Предварительное инвестиционное решение. Принимается на основании следующих материалов:

• результаты предпроектных обоснований;

• предварительное согласование места размещения объекта.

Предварительный план проекта. Предварительный план проекта включает в себя:

• план проектно-изыскательских работ;

• предварительный план реализации проекта в целом, дающий возможность оценить длительность, структуру и состав необходимых исполнителей проекта;

• предварительный план финансирования проекта;

• предварительная смета проекта.

Окончательным итогом предынвестиционных исследований является задание на разработку ТЭО (проекта) строительства.

Организация выполнения предынвестиционных исследований.

Обычно эту функцию выполняет специально создаваемая заказчиком группа, состоящая из:

•специалистов по маркетингу. Их задача — ответить на вопрос, сколько и по какой цене можно продать продукции проекта;

•производственников, оценивающих вероятную стоимость продукции и требования к сырью;

•финансистов, оценивающих затраты на проект и определяющих источники и размеры финансирования;

•специалистов, собирающих информацию об окружении проек­та, законодательных и нормативных актах и др., имеющую существенно значение для конкретного проекта.

Технико-экономическое обоснование. На основании утвержден­ного в установленном порядке ТЭО подготавливается тендерная до­кументация и проводятся торги подряда, заключается договор (конт­ракт) подряда, открывается финансирование строительства и разра­батывается рабочая документация.

В ТЭО (проекте) строительства определяются основные реше­ния — технологические, объемно-планировочные, конструктивные, природоохранные; достоверно оценивается экологическая, санитар­но-эпидемиологическая и эксплуатационная безопасность проекта, а также его экономическая эффективность и социальные последствия.

ТЭО состоит из следующих разделов:

•общая пояснительная записка;

•генеральный план и транспорт;

•технологические решения;

•управление производством, предприятием и организация усло­вий и охраны труда рабочих и служащих;

•архитектурно-строительные решения;

•инженерное оборудование, сети и системы;

•организация строительства;

•охрана окружающей среды;

•инженерно-технические мероприятия гражданской обороны, мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

•сметная документация;

•эффективность инвестиций.

Решение о необходимости разработки ТЭО для обоснования целе­сообразности инвестиций за счет негосударственных источников финансирования принимается самостоятельно инвестором (заказчиком).

В процессе разработки ТЭО в обязательном порядке должна осуще­ствляться оценка воздействия деятельности предприятия (объекта) на окружающую среду (ОВОС). ОВОС проводится с целью предотвраще­ния деградации окружающей среды, обеспечения сбалансированной хозяйственной деятельности, выработки мер, снижающих уровень экологической опасности намечаемой деятельности, выработки согла­сованных мер по предотвращению или компенсации негативных по­следствий в социально-экономической сфере района размещения предприятия (объекта). При этом объем и глубина проработки вопро­сов в процессе проведения ОВОС зависят от специфики воздействия будущего предприятия на окружающую среду и экологических огра­ничений территории, на которой его предполагается разместить.

В результате разработки ТЭО определяются технико-экономические и финансовые показатели проекта. После утверждения ТЭО и принятия инвестиционного решения заказчик обращается в орган местного самоуправления, обладающий правом изъятия и предостав­ления земельных участков, с ходатайством об изъятии предваритель­но согласованного земельного участка и предоставлении его для строи­тельства объекта.

Бизнес-план. Бизнес-план — подробный, четко структурирован­ный и тщательно подготовленный документ, описывающий цели и задачи, которые необходимо решить предприятию (компании), спо­собы достижения поставленных целей и технико-экономические по­казатели предприятия и/или проекта в результате их достижения. В нем содержатся оценка текущего момента, сильных и слабых сто­рон проекта, анализ рынка и информация о потребителях продукции или услуг. Бизнес-план:

• дает возможность определить жизнеспособность проекта в усло­виях конкуренции;

• содержит ориентир, как должен развиваться проект (предприя­тие, компания);

• служит важным инструментом получения финансовой поддерж­ки от внешних инвесторов.

Бизнес-план дает возможность понять общее состояние дел на дан­ный момент; ясно представить тот уровень, которого может достичь проект (предприятие), планировать процесс перехода от одного со­стояния в другое. Бизнес-планирование является общепринятой фор­мой ознакомления потенциальных инвесторов, кредиторов и прочих партнеров с проектом, в котором им предлагается принять участие.

Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от разме­ров будущего проекта и сферы, к которой он относится. Состав биз­нес-плана также зависит от размера предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста создаваемого предприятия. Примерный состав бизнес-плана приведен в табл. 19.5.1.

Таблица 19.5.1 - Примерный состав бизнес-плана

Раздел бизнес-плана Состав раздела

1. Вводная часть название и адрес фирмы

учредители

суть и цель проекта

стоимость проекта

потребность в финансах

ссылка на конфиденциальность

2. Анализ положения дел текущая ситуация и тенденции развития отрасли

в отрасли направление и задачи деятельности проекта

3. Существо продукция (услуги или работы) предлагаемого проекта технология

лицензии

патентные права

4. Анализ рынка потенциальные потребители продукции

потенциальные конкуренты

размер рынка и его рост

оценочная доля на рынке

5. План маркетинга цены

ценовая политика

каналы сбыта

реклама

прогноз новой продукции

6. Производственный производственный процесс

план производственные помещения

оборудование

_____ источники поставки сырья, материалов, оборудования и рабочих кадров субподрядчики

7. Организационный план форма собственности

и управление персоналом сведения о партнерах, владельцах предприятия

сведения о руководящем составе

организационная структура

8. Степень риска слабые стороны предприятия

вероятность появления новых технологий альтернативные стратегии

9. Финансовый план отчет о прибыли

отчет о движении денежных средств

балансовый план

точка безубыточности

10. Приложения копии контрактов, лицензии и т. п.

копии документов, из которых взяты исходные данные

прейскуранты поставщиков

В заключении рассмотрения порядка проектирования нефтегазо­вых объектов следует остановиться на схемах организации проект­ной деятельности. Принято считать, что традиционная схема «генпроектировщик + система субпроектных организаций» является оптимальной, так как в состоянии обеспечить наиболее высокое качество и своевременность проектных работ (принцип «комплексной ответствен­ности»).

Анализ мирового опыта показывает, что зачастую этот тезис оши­бочен: «монополизация» проектного процесса нередко приводит к не­оправданному завышению цен и сроков, недостаточно высокому тех­ническому уровню проектных решений (даже в условиях реально кон­курентного отбора проектных компаний).

Рис. 19.5.2. Схемы организации проектной деятельности

Итак, возможны следующие организационные схемы (рис. 19.5.2), рациональная область применения которых подлежит изучению в ка­ждом конкретном случае (заметим, что во всех случаях должен под­разумеваться конкурсный отбор участников каждой фазы проекта):

•традиционная с наделением одного института функциями генпроектировщика (единого заказчика) и системой субпроекти­ровщиков;

•управление проектированием силами специальной управляю­щей инжиниринговой компании (в форме независимой инжи­ниринговой компании или созданной на базе проектного инсти­тута);

•комбинированная схема, предполагающая организацию процес­са проектирования на базе генпроектного института, который, выполнив предпроектные и проектные работы на предынвестиционной фазе, передает последующие проектные работы (ин­вестиционной фазы) специализированным инжиниринговым фирмам;

•горизонтально-интегрированная система (схема будущего), осно­ванная на проектно-матричных структурах управления всеми элементами инвестиционного процесса (проекта). Понятно, что последняя схема наиболее сложна в реализации в связи с затруд­нительностью «горизонтального» выстраивания сотен органи­заций и подразделений, участвующих в осуществлении крупных нефтегазостроительных проектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: