Одним из способов достичь Бога, или Брахмана, является йога, которая означает союз с Богом. Хотя она очень интенсивно используется индусами для духовного развития, в действительности йога не носит религиозного характера (* Точка зрения автора носит радикальный и спорный характер. За исключением хатха-йоги, все направления этой науки проповедуют истинную и глубокую религиозность) и люди различных вероисповеданий могут применять ее с пользой для себя.
Есть много видов йоги: хатха-йога, бхакти-йога, мантра-йога, янтра-йога, раджа-йога и т. д. Раджа-йога считается высшей и учит познанию Бога через медитацию. Патанджали, отец йоги, выделяет восемь' этапов совершенства:
1.Яма — воздержание от злых дел.
2.Нияма — соблюдение чистоты, целомудрия, дисциплины, размышления и посвящение себя Богу.
3.Асана — статическая поза.
4.Пранаяма — контроль за дыханием.
5.Пратьяхара — направление сознания внутрь.
6.Дхарана — сосредоточение.
7.Дхиана — медитация (созерцание).
8.Самадхи — Просветление.
|
|
Первые пять этапов связаны с моральной и психической подготовкой, а три последние касаются развития ума.
Развитие ума начинается со сосредоточения, которое ведет к медитации, медитация же — к Просветлению. Свами Парамананда сказал:
Ключ к сосредоточению — стремление удержать внимание на одном предмете... Когда ум уравновешен и хорошо сконцентрирован, становится видимым высшее “я” человека... Это означает ощущение единства с Богом. Высшая форма медитации — сосредоточиться на Абсолютной Реальности, на Неизменном.
Философия йоги различает ум (Читта) и душу (Атман).
Так, согласно Свами Будхананда:
Ум — это тонкое тело внутри большого. Физическое тело—лишь оболочка ума... Выше ума — Атман — истинное “я” человека. Тело и ум материальны, Атман же — чистый дух. Ум — это не Атман, но нечто другое.
Следовательно, высшая цель для индуса — очистить свой дух и освободиться от иллюзий (майя) (* В индуизме любое материальное проявление иллюзорно., чтобы Атман соединился с Брахманом.