Цель ПМПК — на основании достоверной диагностики определение специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получение образования, адаптацию и интеграцию в социум детей и подростков с отклонениями в развитии.
Возможна и более конкретная и краткая формулировка цели ПМПК (для «внутреннего пользования»): цель ПМПК — определение вида психического дизонтогенеза и способов устранения отклонений в развитии ребенка.
Под определением вида психического дизонтогенеза имеется в виду достоверная диагностика индивидуальных особенностей аномального развития ребенка. Диагностика аномального развития предполагает систематизацию сведений о виде, структуре и динамике отклоняющегося от нормального онтогенеза развития, включая прогноз развития. Обязательным компонентом диагностики развития в условиях ПМПК является квалификация специальных образовательных потребностей ребенка.
Под определением способов устранения отклонений в развитии детей и подростков имеется в виду разработка рекомендаций по обеспечению специальных образовательных условий и необходимой сопутствующей психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Специальные образовательные условия определяются в соответствии со специальными образовательными потребностями ребенка. Основным критерием адекватности специальных образовательных условий специальным образовательным потребностям ребенка является адаптация и интеграция в социум детей и подростков с отклонениями в развитии. В детском возрасте возможности социальной адаптации и интеграции ребенка в социум проявляются преимущественно в семье и/или образовательном учреждении. Необходимость пребывания ребенка в учреждениях других ведомств (здравоохранения, социальной защиты, правоохранительной системы), как правило, свидетельствует о дезадаптации или наличии проявлений, осложняющих адаптацию.
Обеспечение адекватных специальных образовательных условий детям и подросткам с отклонениями в развитии направлено на:
1) получение детьми образования в узком смысле слова, то есть приобретение знаний, умений и навыков в соответствии с соответствующими образовательными программами и стандартами;
2) «образование» личности ребенка, иными словами, формирование личности, способной к самостоятельной жизни в социуме.