Это — наиболее яркие средства выражения определенного содержания — душа и сердце музыки. Станиславский, сравнивая мелодию с текстом роли, говорит: «Речь — музыка. Текст роли и пьесы — мелодия, опера или симфония...» (Г. Кристи, Работа Станиславского в оперном театре, М., «Искусство», 1952, стр. 247) Движение мелодии легко ассоциируется с произнесением текста роли потому, что в нем заложены те же мелодические переливы и та же экспрессия. Раздел «Мелодия и гармония» не требует никаких особых упражнений. Достаточно дать этим понятиям их обычное определение, установив, что «мелодия» — это музыкальная мысль, содержание которой выражено одноголосно, а «гармония» — закономерное сочетание тонов в одновременном звучании, многоголосное выражение музыкальной мысли в стройной согласованности созвучий — аккордов, которые неразрывно связаны с мелодией.
Необходимо привести музыкальные примеры эмоционально насыщенных мелодий. Если сыграть сначала только мелодию, а потом повторить ее с гармонизацией, то станет сразу понятной огромная роль гармонического оформления мелодии.