Феноменология Э.Гуссерля

Феноменология – основанное Гуссерлем и его учениками(Ландгребе, Финк) субъективно-идеалистическое направление, оказавшее большое влияние на немарксистскую философию.

Центр. понятие феноменологии – интенциональность сознания (его направленность на объект) – предназначено для утверждения субъективно-идеалистического принципа: нет объекта без субъекта.

Осн. требованиями феноменологического метода являются:

1)феноменологическая редукция, т.е. воздержание от каких бы то ни было суждений, относящихся к субъективной реальности и выходящих за границы субъективного опыта

2)трансцендентальная редукция, т.е. рассмотрение самого субъекта познания не как реального, эмпирического, социального и психофизиологического существа, а как «чистого»(субъективного) сознания.

Философия как наука о «чистых сущностях»(эйдетика) противопоставляется познанию реальных фактов.

Гуссерль выступил против психологизма в математике и логике, стремясь обосновать эти науки, как и философию, в качестве строгих и беспредпосылочных.

Эту задачу Гуссерль пытался решить с помощью метода феноменологической редукции, посредством которого, считал он, наличное знание может быть освобождено от наслоений, привнесенных предшествующей культурой, традицией, личностными факторами, филос. интерпретациями.

В итоге содержание знания сводилось Гуссерль к миру феноменов, неразрывно связанному с сознанием субъекта и определяемому его направленностью. Анализ этого мира приводит ГУССЕРЛЬ к выводу о существовании определенной его структуры, ряда слоев феноменов, выступающих вместе с тем и как структура самого субъекта, «чистого Я». «Поздний» Гуссерль отказывается от попыток строить философию как безличностную «строгую науку» и обращается к исследованию «жизненного мира» отдельных субъектов, рассматривая его по-прежнему как результат поэтапного конституирования субъектом(на этот раз каждым отдельным субъектом, а не «чистым Я») сферы своих предметов.

В ходе этого исследования Гуссерль подвергает критике европейскую науку, утратившую, по его мнению, самое ядро познавательных проблем – понимание творческой активности субъекта.

Осн. сочинения: Логические исследования; Первая философия; Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: