Роль конкуренции в системе рынка

Рынок представляет собой экономическую систему, в которой движущей силой является конкуренция. Однако в реальной действительности конкуренция существует в различных формах в диапазоне от свободной (также используются термины: чистая, совершенная, идеальная) конкуренции до полного её отсутствия.

Конкуренцию можно определить как соперничество между субъектами рыночной экономики за лучшие условия производства и реализацию своего продукта.

В рыночных условиях конкуренция выступает в различных формах и осуществляется разными способами. Различают:

а) внутриотраслевую (между аналогами производимой продукции) и межотраслевую конкуренцию (то есть между продукцией различных отраслей);

б) ценовую (зависящую от уровня цены) и неценовую (конкуренцию по качеству).

Рынок всегда сфера товарного обмена. В зависимости от того, каким образом конкурируют между собой участники рыночных отношений, отдельно взятые рынки обнаруживают не только признаки сходства, но и различия. Эти различия настолько существенны, что влияют на экономическую политику правительства и экономическую стратегию фирм – участниц рыночных отношений. Различают совершенную (чистую) конкуренцию, абсолютную (чистую) монополию, несовершенную конкуренцию, и соответствующие им рынки: совершенной конкуренции, монополистические и рынок несовершенной конкуренции. Чем меньше воздействие отдельных фирм на цену продукции, тем более конкурентным считается рынок. Эти вопросы явились предметом исследования неоклассической школы экономической науки. Самый значительный вклад в создание теории конкуренции внесли Джоан Робинсон и Эдвард Чемберлин.

7.2. Классификация рыночных структур

Критериями, положенными в основу выделения различных типов рыночных структур являются следующие: количество фирм, представленных на рынке, характер производимой продукции, наличие или отсутствие барьеров на пути вхождения фирм в отрасль или выхода из неё, степень доступности экономической информации. Все указанные признаки рыночных структур определяют характер ценообразования. Рассмотрим более подробно классификацию рыночных структур.

Совершенная (чистая) конкуренция. В отрасли, характеризующейся совершенной конкуренцией функционирует очень большое число фирм- производителей стандартизированного, однотипного товара. Им полностью доступна коммерческая информация, поэтому они могут оперативно реагировать на изменение рыночной ситуации. Препятствия к входу в рынок или выходу из него отсутствуют.

Следует особо отметить, что в реальной действительности совершенная конкуренция не встречается. Совершенная конкуренция сегодня используется экономистами как модель, позволяющая рассмотреть процессы в идеальных рыночных условиях. Из современных отраслей, в наибольшей степени условиям совершенной конкуренции соответствуют сельскохозяйственные отрасли, представленные большим числом хозяйств, производящих одинаковую продукцию, рынок ценных бумаг и валюты.

Фирмы, функционирующие в условиях совершенной конкуренции (их принято называть конкурентными), воспринимают рыночную ситуацию как уже сложившуюся, на характер которой ни одна из них в отдельности влиять не может. Такие фирмы являются «прайс-тейкерами» в отличие от фирм «прайс-мейкеров», способных к проведению собственной ценовой политики.

Таким образом, отдельная фирма воспринимает уровень равновесной цены как от неё не зависящий. В связи с этим кривая спроса конкурентной фирмы принимает вид прямой линии, параллельной оси абсцисс, то есть совершенно эластичной по цене. Для всего рынка кривая спроса будет иметь отрицательный наклон, а кривая предложения положительный. Пересечение кривой спроса с кривой предложения дает точку рыночного равновесия, которой соответствует рыночная цена и равновесный объём продаж.

Абсолютная (чистая) монополия. Рынок считается абсолютно монопольным, если на нём имеется единственный производитель продукта, и этот продукт не имеет аналогов в других отраслях. Следовательно, при абсолютной монополии границы фирмы совпадают с границами отрасли, поэтому кривая спроса на продукцию абсолютного монополиста совпадает с кривой рыночного спроса. Абсолютная монополия также как и совершенная конкуренция представляет собой явление крайне редкое, особенно в масштабах одной страны.

Между этими двумя теоретическими абстракциями - совершенной конкуренцией и абсолютной монополией,- располагаются, так называемые, рынки несовершенной конкуренции. Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции. К таким рынкам относятся рынки монополистической конкуренции и рынок олигополии. Таким образом, именно появление элементов монополизации делает конкуренцию несовершенной. При этом монополистическая конкуренция больше тяготеет к свободной конкуренции, а олигополия – к монополии.

Однако прежде чем перейти к рассмотрению рыночных структур, относящихся к несовершенной конкуренции, следует обратиться к понятию монополии и формам монополистических объединений. В определённой степени определение монополии как экономической категории сводится к исключительным правам (производства, торговли, посреднической деятельности и т.п.) принадлежащим одному лицу или группе лиц, организации, государству. Целью монополии является получение максимально возможного дохода посредством контроля над ценой или объёмом производства на рынке. Данная цель достигается монополиями благодаря монопольным ценам, которые обеспечивают прибыли сверх нормальных.

Иными словами, монополия - это право одного, однако этот "один" может выступать в различных формах.

Простейшая форма монополистического объединения называется "картель". Картель – это соглашение хозяйственно независимых компаний о разделе рынка и собственной рыночной квоте. Эти фирмы производят одинаковую продукцию или оказывают одинаковые услуги. Они образуют картельное соглашение о том, каким образом рынок будет поделен между участниками, - то есть кто и где, и по каким ценам будет реализовывать свой товар.

"Синдикат" – это соглашение хозяйственно независимых компаний об организации совместного сбыта продукции. То есть в этом случае, хозяйственно независимые фирмы не делят рынок между собой на определённые квоты, а образовывают отдельную структуру - сбытовую контору или фирму, которая сама выступает на рынке и реализует продукцию членов синдиката.

"Трест" – это уже более крупная, по сравнению с картелем и синдикатом монополия, объединяющая собственность входящих в неё предприятий с потерей их хозяйственной самостоятельности. Более того, трест может включать в себя производства различных отраслей промышленности, собственную службу управления и сбыта.

"Концерн" - это крупнейшее, и наиболее устойчивое монополистическое объединение, имеющее единый финансовый контроль над всеми входящими в него трестами. То есть, костяк современного концерна составляют тресты, которые имеют достаточную степень самостоятельности в принятии решений тактического характера, но при этом абсолютно подчиняются основной стратегии развития концерна. Кроме консолидированного финансового баланса концерны отличаются наличием собственных финансовых институтов - банков, страховых и финансовых компаний, пенсионного фонда. Кроме собственных служб менеджмента и маркетинга концерны образовывают собственные научно исследовательские институты и лаборатории, с целью создания не только новых продуктов, но и новых технологий их изготовления. Все крупнейшие мировые компании, названия которых на слуху у всех и каждого, по своей организационной форме представляют современный концерн.

"Конгломерат" – это монополистическое объединение на базе концерна, основанное на проникновении в отрасли, производящие технологически не связанную между собой продукцию. Практика показала, что именно в силу своих гигантских размеров, вызванных слишком широкой дифференциацией продукции, конгломераты оказались менее устойчивыми в экономическом и финансовом смысле, чем концерны. Экономисты утверждают, что "эпоха конгломератов" ушла в прошлое подобно "эпохе динозавров", и условно говоря, по "очень похожим причинам".

Кроме упоминавшейся выше абсолютной монополии на рынке существуют некоторые другие виды монополий, к ним относятся:

1) монопсония - рыночная ситуация, когда на продукцию имеется всего лишь один покупатель, иными словами монопсония - это монополия со стороны покупателя;

2) двусторонняя монополия - это рыночная ситуация, при которой одному покупателю, не имеющему конкурентов, противостоит один продавец – монополист.

Существование монополии невозможно без наличия достаточно высоких барьеров, препятствующих проникновению на монополизированный рынок других товаропроизводителей. Поэтому причины сохранения монополизированных отраслей, в значительной степени, сводятся к существованию таких барьеров. К важнейшим из них относят:

а) легальные, установленные законодательством – монопольные права и привилегии на реализацию товаров и услуг (местные коммунальные предприятия, почта) и патенты – исключительное право пользования собственными разработанными технологиями в течение определённого периода времени;

б) экономические барьеры, возникающие вследствие положительного эффекта масштаба производства, - издержки производства настолько низки, что приводят к вытеснению конкурентов; значительные размеры эффективно функционирующего капитала делают невозможным вхождение в отрасль новых фирм.

Особо следует выделить естественные монополии, - это предприятия общественного пользования (электрические, газовые, метрополитен и т.д.). Используя положительный эффект масштаба производства, они удовлетворяют спрос с меньшими издержками, чем если бы его обеспечивали несколько товаропроизводителей. Государство часто предоставляет им монопольные права.

В России сохраняется высокая степень монополизации экономики. Она объясняется тем, что в Советском Союзе, государство сосредотачивало выпуск определённого рода изделий на одном предприятии, что исключало конкуренцию и приводило к торможению научно-технического прогресса. Некоторые виды продукции – троллейбусы, комбайны, каучуки, кинофотоплёнка, красители и ещё целый ряд изделий выпускались лишь на одном предприятии.

Роль монополии в экономике двойственна. С одной стороны, их продукция отличается высоким качеством, а крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и экономить ресурсы. С другой стороны, господствуя на рынке и имея высокие прибыли, монополия ограничивает выпуск продукции. Кроме того, в отсутствии конкуренции теряется стимул к использованию результатов технического прогресса.

Учитывая это, государство старается поощрять конкуренцию и противостоять монополиям. Для этих целей вырабатывается антимонопольное законодательство. Первые антимонопольные законы появились в США и в Канаде. В 1890 г. был принят закон Шермана, который запрещал монополизацию рынка, признавая незаконными любые объединения и сговоры, направленные на ограничение производства и торговли. Закон предоставил право правительству или потерпевшей стороне возбуждать судебное дело против тех, кто совершил такие преступления.Позднее, в 1914 г. был принят закон Клейтона. Он объявлял вне закона ценовую дискриминацию, запрещал формирование взаимопереплетающихся директоров разных компаний, приобретение акций конкурирующих корпораций. В России в 1991 г. был принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», а в 1995 г. – закон РФ о внесении изменений и дополнений в этот закон. Этот Закон устанавливает перечень жестких запретов на действия государственных и местных органов управления, направленных на ограничение конкуренции. Как и большинство новых российских законов, этот закон несовершенен и поэтому труден в использовании. Современное антимонопольное законодательство имеет два основных направления - контроль над ценами и контроль за слияниями компаний. В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности в России создан Государственный комитет Антимонопольной Политики (ГКАП).

Теперь вернёмся к рынкам несовершенной конкуренции, к которым относится монополистическая конкуренция и олигополия.

"Монополистическая конкуренция" имеет некоторое сходство с совершенной конкуренцией, за исключением того, что в отрасли производится похожая, но не совершенно одинаковая продукция. Например, если предположить, что шампунь - это средство, для того, чтобы просто вымыть голову, то в таком варианте вся продукция отрасли была бы совершенно одинаковой и носила бы название "Шампунь для волос", а рыночная структура называлась бы совершенной конкуренцией. На самом деле, каждый из производителей данного продукта старается внести в свой товар некоторые изменения с целью сделать его отличающимся от продукции конкурента. Один товаропроизводитель объявляет, что при использовании его продукта "волосы приобретают волшебный блеск", второй, что волосы "становятся шелковистыми и легко расчёсываются", третий - что "избавляет от перхоти" и т.д. и т.п. По сути дела шампунь и остаётся шампунем, но - и "волшебный блеск", и "шелковистость" фактически становятся монопольными элементами, поскольку позволяют выделить эту продукцию из общей массы.

Таким образом, основное отличие монополистической конкуренции от совершенной заключается в дифференциации продукции, что даёт этим фирмам элемент монопольной власти над рынком, и, как следствие, позволяет несколько повысить цены.

Однако дифференциация продукта может и не касаться его потребительских качеств. Она может получить своё выражение в виде привлекательной упаковки, отличной организации торговли, внешнего вида продавца и его умения обслужить клиента. Всё это явится причиной того, что покупатели отдадут своё предпочтение данному товару. Дифференциация может быть выражена даже в наиболее удобном для вас месте приобретения товара - несмотря на тысячи торговых точек, торгующих хлебом, вы, как правило, покупаете этот продукт в одном или двух местах, - либо возле вашего дома, либо по дороге к нему.

Выпечка хлеба, производство шампуней, розничная торговля и многие другие виды деятельности осуществляются в условиях монополистической конкуренции, поскольку производимые фирмами товары и услуги хотя бы в небольшой степени отличаются от товаров и услуг конкурирующих производителей.

Наиболее массовой рыночной структурой наряду с монополистической конкуренцией является олигополия.

"Олигополия" - это рыночная ситуация, при которой небольшое число крупных фирм, представленных, как правило, концернами, производит значительную часть продукции всей отрасли. Это гигантские компании, обладающие огромной экономической силой и финансовой мощью. В США основная масса автомобилей производится компаниями "Дженерал Моторз", "Форд Моторз" и "Крайслер"; в Японии - "Тойота", "Мицубиши", "Ниссан" и "Хонда"; в Германии - "Мерседес", "БМВ", "Фольксваген" и "Ауди"; в Швеции - "Вольво" и "Сааб"; во Франции - "Рено", "Ситроен" и "Пежо". В отличие от рынка монополистической конкуренции, количество фирм, представленных на олигополистическом рынке ограничено. На таком рынке фирмы осознают взаимозависимость своих продаж, объёмов производства и рекламной деятельности, следовательно, для олигополии характерно взаимозависимое, по отношению друг к другу, поведение фирм.

В руках компаний, образующих олигополистический рынок, находится львиная доля промышленного производства - это, кроме упомянутой автомобильной, металлургическая и табачная промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, станкоинструментальное производство.

Можно сказать, что олигополия - это почти что монополия. Стать таковой ей мешает лишь наличие нескольких других таких же олигополий. Частным случаем олигополии является дуополия - рыночная структура, в которой действуют только две фирмы.

В заключение этого раздела данные о классификации рыночных структур сведём в таблицу.

Таблица 7.1.

Типы рыночных структур

Тип конкуренции Количество фирм Характер продукции Существование рыночных барьеров Доступность экономической информации Контроль над ценами
Совершенная конкуренция очень много стандартизированная отсутствуют полная доступность отсутствует
Монополистическая конкуренция большое дифференцированная низкие некоторые ограничения частичный
Олигополия небольшое Стандартизированная или дифференцированная высокие труднодоступна очень высокий
Абсолютная монополия одна уникальная очень высокие Очень труднодоступна полный

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: