Продолжая обсуждение архитектуры BICC CS1, рассмотрим подробнее систему транспорта сигнализации, т.к. она будет использоваться и в CS2, и в CS3. К тому же, она является одной из главных составляющих протокола BICC.
Система транспорта сигнализации находится, так сказать, на границе протокола BICC. Предусматривается по одному уже рассматривавшемуся выше объекту STC (signaling transport converter) на каждую сигнальную связь. Протокол BICC передает или принимает сообщения этой сигнальной связи, используя соответствующую точку доступа к услуге SAP (Service Access Point).
Рис. 8.6. |
Сеть транспорта сигнальных сообщений
Звено соединения опорной сети |
Сетевое соединение несущего канала |
Архитектура сети BICC CS1
Два равнозначных блока CSF для уверенной передачи информации между ними и индикации доступности услуг используют услугу транспорта сигнальной информации BICC (BICC Signaling Transport service). Таким образом, обмен сообщениями BICC между одноранговыми протокольными единицами BICC происходит с использованием этой услуги, как показано на рис. 8.7.
|
|
Рис. 8.7. Функциональная архитектура системы транспорта сигнализации |
Сигнальные транспортные конвертеры выполняют процедуры адаптации примитивов, определенных для взаимодействия ISUP и MTP3 в базовой сигнализации ОКС7, к специфическим примитивам для той или иной системы транспорта сигнализации. Таким образом, сигнальный обмен между функцией обслуживания вызовов и сигнальным транспортным конвертером производится с использованием общих примитивов, а между конвертером и той или иной системой транспорта сигнализации - посредством специфических примитивов этой системы.
Примитивы переносят сообщения BICC (создаваемые функцией CSF), а также выполняют другие функции. Приведем описание общих примитивов, используемых системой транспорта сигнализации BICC:
• примитив IN-SERVICE.indication указывает, что сигнальный транспорт способен предоставить возможность обмена сообщениями между одноранговыми объектами. Эта индикация поддерживается через SAP независимо от сигнального протокола BICC. Примитив содержит индикатор level, определяющий уровень перегрузки;
• примитив OUT-OF-SERVICE.indication указывает, что сигнальный транспорт не способен предоставить возможность обмена сообщениями между одноранговыми объектами. Эта индикация также поддерживается через SAP;
14. Б.С. Гольдштейн
• примитив TRANSFER.request используется протоколом BICC для передачи сообщений к одноранговому объекту.
• примитив TRANSFER.indication используется для предоставления сигнального сообщения от однорангового объекта сигнальному протоколу BICC.
• примитив CONGESTION.indication используется для передачи информации о перегрузке;
|
|
• примитив START-INFO.indication сообщает протоколу BICC максимальную длину SDU(Service Data Unit), которые может передавать STC, и является ли узел ведущим в процедуре установления соединения.
Таблица 8.3. Общие примитивы системы сигнального транспорта BICC
|
Теперь перечислим параметры рассмотренных выше примитивов:
• параметр BICC Data содержит законченное сообщение BICC; оно представляется посредством SDU STC;
• параметр level указывает уровень перегрузки; значение параметра level зависит от реализации сети;
• параметр Sequence Control указывает для STC значение, которое может использоваться нижележащим сигнальным транспортом STC для разделения нагрузки и/или доставки сообщений с сохранением очередности их следования (in-sequence);
• параметр MaxLength указывает максимальную длину сообщений, которые могут транспортироваться через используемую сигнальную связь;
• параметр CIC_Control указывает блоку BICC, является ли тот контрольным для четных или нечетных CIC текущей сигнальной связи;
• параметр Priority указывает приоритет сообщения BICC.
Более детальное рассмотрение примитивов здесь не приводится, т.к. описание специфических примитивов для разных технологий очень громоздко и разнообразно. Приведенная же выше информация об основных примитивах не является справочными данными, а предназначена помочь читателю более полно увидеть процессы, происходящие в протоколе BICC.
Уже не раз упоминалось, что основой для BICC является протокол ISUP, и, соответственно, BICC наследует его сообщения и процедуры. Сообщения BICC поступают от блока CSF к STC и имеют формат, представленный на рис. 8.8.
8 7 6 5 4 3 2 1
CIC |
LSB
CIC
MSB
CIC
Код типа сообщения
Обязательные параметры постоянной длины
Обязательные параметры переменной длины
Необязательные параметры постоянной длины
Необязательные параметры переменной длины
Рис. 8.8. Формат сообщения BICC
CIC |
Приведенная ниже табл. 8.4 содержит минимальный набор сообщений, поддержка которых должна быть реализована для международного интерфейса BICC. Все эти сообщения не содержат индикаторы инструкций совместимости сообщений (Message Compatibility Instruction Indicators), которые применяются, чтобы обеспечить совместимость разных версий BICC и, следовательно, должны быть распознаны SN самостоятельно.
Таблица 8.4. Сообщения протокола BICC
|
В табл. 8.4 пропущены сообщения, которые непосредственно не применяются в BICC, однако должны быть правильно распознаны для обеспечения взаимодействия с другими сетями. Эти сообщения приведены в табл. 8.5.
|
|
Таблица 8.5. Сообщения, распознаваемые в протоколе BICC
|
Как следует из формата сообщений BICC (рис. 8.8), каждое такое сообщение составляется из нескольких обязательных и необязательных параметров. В табл. 8.6 приведены лишь те параметры, которые необходимы для международного интерфейса.
Таблица 8.6. Параметры протокола BICC
|
Практически все приведенные в табл. 8.6 параметры (как и сообщения BICC) заимствованы из сигнализации ISUP, но есть ряд особенностей при их использовании в протоколе BICC. Так, параметр Continuity Indicators не указывает, в отличие от ISUP, на успешное завершение проверки целостности на текущем участке маршрута, но указывает на успешное завершение проверки целостности на предшествующем канале ISUP и/или на успешную организацию несущего канала на участке маршрута, предшествующем BICC-сети.
|
|
Имеются некоторые различия и в используемых понятиях. Например, в параметре hop counter, передаваемом в прямом направлении и убывающем при прохождении сообщения через транзитные узлы (для подсчета длины маршрута) нужно заменить значение ISUP interexchange circuits значением call control associations. Таким образом, параметр позволяет подсчитать не количество узлов, при помощи которых образован канал, а число сигнальных связей.
Одним из главных терминологических различий является Circuit Identification Code (CIC), имевший в ISUP значение идентификатора физического канала между парой узлов, а в BICC использующийся, чтобы обозначить сигнальный сеанс для управления обслуживанием определенного вызова Call Instance Code (CIC). В [12] отмечено, что CIC (Circuit Identification Code) в ISUP вместе с комбинацией OPC/DPC/NI выполняет две задачи: идентификацию физических каналов и идентификацию сигнального сеанса между одноранговыми объектами ISUP. В протоколе BICC же CIC (Call Instance Code) используется только для второй задачи. Размер поля CIC увеличен с 12 битов в ISUP до 4 октетов, чтобы увеличить количество вызовов, одновременно обслуживаемых протоколом. Поскольку информация DPC/OPC/NI не используется в BICC (при необходимости STC формирует эти значения для MTP3, MTP3b), CIC идентифицирует сигнальные связи между узлами. Для BICC число значений CIC, выделяемых для пары взаимодействующих узлов, представляет собой максимальное число сигнальных сеансов, которые могут существовать между ними.
Routing Label, содержащая информацию, которая передается к MTP для маршрутизации сообщений, а в BICC не используется. Если BICC развернут на MTP3 или MTP3B, то Routing Label формируется на подуровне STC.
Вместе с набором параметров и сообщений BICC унаследовал от ISUP и набор процедур, определенных в рекомендации Q.764, который, правда, подвергся частичному изменению. Был определен ряд дополнительных процедур, связанных с отделением носителя. Их рассмотрение потребовало бы значительного увеличения размеров главы и усложнения ее структуры, но для понимания принципов протокола BICC знать эти процедуры не обязательно.