Схема тифлопедагогического обследования

1. Фамилия, имя, отчество и возраст ребенка.

2. Выясняется причина нарушения и время выявления.

3. Исследуется состояние зрительного анализатора (цветоразличение, узнает ли окружающие предметы и их изображения).

4. Опредаляется острота зре­ния.

5. Выясняются сопутствующие заболевания.

6. Устанавливается наличие готовности осязательно-двигательного анализатора:

• развитие мелкой моторики (состояние мышечного тонуса (гипотонус, гипертонус мышц руки), способы за­хвата предмета, сила удержания, точность мелких движе­ний).

7. Выясняется культура осязательного восприятия:

• хаотичное, последовательное восприятие руки;

• моно-, бинокумярное восприятие;

• наличие поисковых и прослеживающих движений руки;

• сформированность прослеживающих функций руки;

• координация глаз и руки.

8. Исследуется способность распознавания предметов различных форм и поверхностей различными частями тела (в соответствии с возрастом).

9. Исследуется готовность слухового анализатора к пространственно-различительной деятельности:

• состояние уха (заключение ЛОРа);

• состояние речевого слуха;

• соотношение звуковых сигналов с источником звука;

• локализация звука и его направлений;

• переключение звукового внимания;

• соотнесение звука с действием;

• узнавание и различение по голосам окружающих людей.

10. Исследуется обонятельная чувствительность (разли­чение основных запахов и их локализация, соотнесение за­пахов и их источников).

11. Выясняется уровень развития двигательной сферы:

• общее физическое состояние (по антропометричес­ким данным);


• походка;

• осанка;

• наличие навязчивых движений;

• общая моторика (точность основных движений, ко­ординация движений, ритмичность выполнения движений, функция равновесия).

12. Устанавливается наличие пространственных пред­ставлений:

• знание частей собственного тела;

• пространственные направления, связанные с собст­венным телом;

• различение пространственных представлений от себя;

• определение взаимоотношений двух предметов (упот­ребление предлогов с пространственным значением).

13. Устанавливается наличие временных представлений:

• части суток;

• дни недели;

• времена года.

14. Исследуются психические процессы:

• внимание;

• память;

• речь (общее состояние речи - произношение, выра­зительность, темп, голос, дыхание, предметная соотнесен­ность, связная речь, восприятие текста, артикуляционная моторика, обследование мимической моторики - движе­ние мышц глаз, лба, носа, логопедический диагноз, жестовая выразительность речи - головой, плечами, руками).

15. Исследуется предметное представление - узнава­ние, называние, различение деталей, выделение признаков, знание назначения, обобщение в понятие, группировка (одежда и обувь, мебель, посуда, овощи, фрукты, растения, цветы, деревья, животные (домашние, дикие), птицы, транспорт.

16. Анализируется изобразительная деятельность в соот­ветствии с возрастными возможностями:

• сенсорные эталоны (цвет, форма, величина);

• навыки рисования (самостоятельно, по трафарету);

• владение навыками аппликации (приклеивание гото­вых форм самостоятельно, с помощью взрослого);

• навыки лепки;

• навыки конструирования.

17. Исследуются личностные качества:

• эмоционально-волевая сфера;

• контактность;

• уровень овладения неречевыми способами общения;

• познавательная активность;

• уровень самостоятельности в практической деятель­ности.

18. Составляется заключение.

19. Формулируются рекомендации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: