1. Устанавливается цель посещения, жалобы родителей и детей.
2. Производится ознакомление с документацией (историей развития ребенка; аудиограммой, если снижение слуха уже установлено; педагогической характеристикой сурдопедагога дошкольного или школьного учебного заведения, если ребенок учится).
3. Изучается акушерский анамнез и анамнез развития ребенка (состав семьи, наличие или отсутствие в семье родственников со снижением слуха, предполагаемые причины снижения слуха у ребенка (неблагоприятные факторы в дородовом развитии ребенка, в течение родов, перенесенные заболевания):
- острые гнойные отиты; инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, герпес, токсоплазмоз, цитомегаловирус);
- токсикозы беременности асфиксия;
- внутричерепная родовая травма;
- масса тела новорожденного при рождении менее 1,5 кг;
- недоношенность;
- ототоксические препараты, фуросемид, аспирин, хинин, назначаемые ребенку и принимаемые матерью во время беременности.
|
|
4. Выясняется характеристика речи ребенка до потери слуха:
• предречевые вокализации (гуканье, гуление);
• появление и характер лепетной речи (лепет начался, но оборвался, сначала был более выразительным, а потом смазанный, неизвестно);
• отдельные слова: много, несколько. Эти данные дают возможность определить время потери или снижения слуха ребенка.
5. Изучаются сведения об обучении в школе и его длительности; состояние слуха ребенка по последней аудиограмме.
6. Осуществляется обследование ребенка.
6.1. Устанавливается эмоциональный контакт с ребенком, создаются правильные отношения к обследованию.
6.2. Проводятся наблюдения за поведением (общительный, замкнутый, стеснительный).
6.3. Оценивается состояние двигательной сферы (походка, осанка, общая моторика (координация движений, точность основных движений), мелкая моторика).
6.4. Исследуется познавательная деятельность:
• цвет - соотнесение предметов по цвету, знание названий основных цветов и оттенков,
• форма - соотнесение геометрических фигур разного цвета, название геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал,
• величина - выбор из группы однородных, предметов, отличающихся по какому-либо признаку (величина, высота, ширина, длина): большой-маленький, высокий-низкий, широкий-узкий, длинный-короткий.
6.5. Исследуются основные психические процессы (внимание, память, мышление):
• подбор предметных картинок, соответствующих данным сюжетным, узнавание, называние, группировка, знание обобщающих понятий (одежда, обувь, мебель, посуда, овощи, фрукты, домашние и дикие животные, птицы, насекомые, цветы, деревья, транспорт, умывальные принадлежности и т.д.);
|
|
• «четвертый лишний» (по цвету, форме и т.д.);
• серия сюжетных картинок (количество и содержание в зависимости от возраста ребенка);
• разрезные картинки или составление картинки из кубиков (2 части и т.д.) в зависимости от возраста ребенка.
7. Исследуются временные представления (времена года (устно и на иллюстрированном материале), месяцы, дни недели, части суток); пространственные представления (слева, справа, внизу, наверху, посередине).
8. Исследуется состояние элементарных математических представлений и знаний по программе:
• порядковый счет (прямой и обратный);
• вычислительные навыки (+,-) в пределах 10, 20 (в зависимости от года обучения ребенка и его возраста);
• на конкретном материале;
• со скрытым результатом.
9. Проводится исследование экспрессивной - речи:
• Форма общения ребенка с окружающими - устная, устно-дактильная, устно-дактильно-жестовая, жестовая. (Ребенок пользуется: лепетной речью, звукопроизношением, отдельными словами, словосочетаниями, предложениями).
• Внятность речи - понятная для окружающих, частично понятная, непонятная.
• Объем словаря, его соответствие возрастным и программным требованиям.
• Исследование импрессивной речи - понимание вопросов: где? куда? откуда? почему? (причинно-следственные связи).
• Состояние звукопроизношения:
Þ • исследуется непосредственное состояние звукопроизношения (какие именно звуки речи нарушены и каков характер их искажения);
Þ • проверяется правильность произношения звука в связной речи;
Þ • устанавливается наличие моторных форм нарушений звукопроизношения, обусловленных отклонениями в строении или функционировании артикуляционных органов (дизартрии, дислалии).
• Характеристика голоса - тихий, нормальный, громкий, гнусавый.
• Характерное произношение слов (призвуки).
10. Проводится исследование чтения (слитное, правила орфографии, ударение); понимания прочитанного, ответы на вопросы.
11. Осуществляется исследование письма (письменные, печатные буквы) - присутствуют ли элементы «зеркального» письма, умеет ли придерживаться строчки.
12. Определяется ведущая рука (пробы А.Р. Лурия на леворукость и скрытое левшество).
13. Устанавливается, слухопротезирован ли ребенок и пользуется ли слуховым аппаратом. Выявляются проблемы в использовании слухового аппарата.
14. Составляется заключение.
15. Формируются рекомендации.