Транспорт как отрасль экономики имеет следующие особенности:
1. транспорт не участвует в создании новой продукции, в связи с чем особенностью движения и оборота капитала является отсутствие нового товара.
На транспорте продается сам производственный процесс (т.е. сама перевозка), связанный с перемещением продукции, созданной на предприятиях других отраслей.
2. при перевозках транспорту не принадлежит предмет его труда - перевозимые грузы (они принадлежат отправителям и получателям грузов)
3. условием нормальной работы транспорта является создание резервов локомотивов, вагонов, других транспортных средств, что обеспечивает непрерывность и бесперебойность процессов перевозок.
4. В качестве единицы измерения транспортной продукции используют: тонно-километры, пассажирокилометры, грузооборот и пассажирооборот)
5. Наличие "сезонных пиков" обуславливает неравномерность использования в течение года транспортных средств. Обязывает формировать транспортные резервы.
6. Экономико-географическое расположение объекта, специализация районов, что влияет на выбор транспорта при перевозках.
Финансы транспорта включают:
Финансы ж/д, автомобильного, морского, речного, трубопроводного, воздушного транспорта. Организация финансов зависит от особенностей каждой отрасли
Ж/д транспорт не зависит от климатических условий, времени года и суток, обладает высокой пропускной и провозной способностью, сравнительно невысокой с/с перевозок грузов и пассажиров., высокая эффективность при перевозках массовых грузов на большие и средние расстояния. Министерство путей сообщения - государственная монополия
Автомобильный транспорт более высокая скорость доставки грузов по сравнению с ж/д, морским транспортом, более высокая маневренность, возможность доставки грузов от склада отправления до склада получателя без перегрузочных операций, более высокая с/с. Наиболее выгодно использовать для перевозки грузов на короткие расстояния, а также срочных и скоропортящихся грузов на расстояния от 100 до 300 км.
Речной транспорт высокая провозная способность на глубоководных реках, сравнительно невысокая с/с; зависимость от климата, природных условий, времени года, несовпадение направлений течения рек и грузопотоков, Используется преимущественно для доставки массовых грузов, особенно нефти, леса, хлебных и строительных грузов. Во многих случаях эффективны перевозки в смешанном ж/д-водном сообщении.
Морской транспорт для межконтинентальных перевозок грузов и пассажиров, для массовых перевозок, сравнительно низкая с/с перевозок.
Трубопроводный транспорт самая низкая с/с для перекачки нефти, нефтепродуктов, газа.
Воздушный транспорт высокая скорость и короткие сроки доставки, Наиболее эффективен для перевозки пассажиров, а также для доставки особо ценных и скоропортящихся грузов, а также для доставки грузов в районы, где нет наземного и водного транспорта.
В структуре активов для всех отраслей транспорта характерно преобладание основных фондов (90%) над оборотными. В структуре основных фондов около 95% всех средств приходится на подвижной состав. Незначительная величина оборотных средств отражает специфику транспортного производства: отсутствие сырья и материалов, НЗП и готовой продукции.
Выручка транспортных предприятий включает доходы, полученные от перевозок, выполнения погрузочно-разгрузочных операций, экспедирования, прочих работ и услуг.
Выручка зависит от объемов оказываемых услуг, тарифа и договорных цен. В основу транспортного тарифа положены вид транспорта, класс перевозимого груза, расстояние. Цены зависят от спроса на данный вид транспорта, а также уровня затрат. Затраты транспорта связаны непосредственно с обеспечением процесса перевозок: затраты на топливо, энергию, содержание парка подвижного состава, наибольший удельный вес - заработная плата сотрудников.
Выручка за минусом затрат - прибыль.






