I. 1. Типы организации взаимодействий экономических агентов

Глава I. Структура отраслевых рынков

Блага и услуги создаются и поступают в потребление в рамках сложной, многослойной структуры, называемой экономикой. В качестве первичного элемента выступают предприниматели (фирмы). Они концентрируются в отрасли – своеобразные горизонтальные слои экономики. Предприниматели разных отраслей связаны посредством рынков. Рынки различаются по степени развития конкуренции продавцов и покупателей, типам координации взаимодействия продавцов и покупателей, степени дифференцированности товаров, полнотой и доступностью информации.

Функционирование рынков вследствие возникновения монопольных эффектов, недостатка и асимметрии информации, оппортунистического поведения контрагентов не совершается гладко. Наличие этих проблем приводит к ограничению объема рыночных взаимодействий по сравнению с эффективной их величиной. В крайних случаях рынки могут закрываться полностью. Неэффективность взаимодействий выражается также в том, что не стимулируется достижение оптимального с точки зрения экономики в целом уровня инвестиций. Следовательно, устойчиво поддерживается низкая результативность использования ресурсов. Указанные процессы способны нанести значительный ущерб экономическому развитию.

Последствия неэффективного объема рыночных взаимодействий отрицательно сказываются на положении отдельных предпринимателей, так как сопровождаются недополучением прибыли и ослаблением их конкурентных позиций. В еще большей степени неэффективный объем торговли наносит вред экономике в целом. Сокращается экономическая активность, ресурсы используются далеко не полностью. Такая ситуация, например, сложилась в настоящее время в России. Это, безусловно, препятствует переходу российской экономики к устойчивому росту.

I. 1. Типы организации взаимодействий экономических агентов

Сырой материал, прежде чем попасть к конечному потребителю в виде блага, где совершается его окончательное исчезновение в ходе процесса потребления, подвергается воздействию со стороны многих независимых товаропроизводителей. Каждый из них вносит свой вклад в процесс формирования блага и продвижения его к конечному потребителю. В результате в экономике наряду с конечными потребителями формируется разветвленная сеть предпринимательских структур (фирм), одновременно выступающих в роли продавцов и покупателей.

Взаимосвязи экономических агентов обслуживаются тремя основными типами координации: чисто рыночной, индустриальной и внут-


рифирменной или командно-административной.

Чисто рыночная координация, преимущественно обслуживает продвижение однородного, стандартизованного товара к большому количеству покупателей. Здесь главным регулятором выступает цена товара, которая часто складывается независимо от продавца или покупателя. Такие взаимосвязи характеризуется мимолетностью и нерегулярностью взаимодействий конкретного продавца и покупателя.

Поэтому, в случае присутствия нескольких или многих продавцов (или покупателей), покупателям (продавцам) практически безразлично с кем конкретно вступать во взаимодействие и они без значительных затрат могут менять контрагента. При таком характере взаимодействий оппортунистическое поведение продавца или покупателя может быть предотвращено посредством заключения контракта, а вероятность большого ущерба от такого поведения не достигает значительной величины.

Индустриальная координация обслуживает рыночные контакты. В основном она характерна для продвижения дифференцированных товаров, к которому покупатели, главным образом предприниматели, предъявляют вполне определенные требования по нескольким важным для них параметрам. Такие взаимодействия не могут регулироваться с использованием только ценового механизма координация. Качество и соответствие товара применяемой технологии, его конструкция, оформление, сроки и регулярность поставок и некоторые другие параметры становятся особо важными в случаях длительных контактов. Требуется периодическое согласование многих параметров, разработка механизма контроля и гарантии от оппортунистического поведения партнера.

Внутрифирменная, командно-административная координация в рамках рыночной системы хозяйства обслуживает длительные контакты владельцев производственных ресурсов (не надо путать с командно-административной системой хозяйства, которая была характерна для бывших социалистических государств и заменяла рынок). Она заключается в частичной уступке владельцами ресурсов прав по их использованию одному из экономических агентов в обмен на гарантии стабильного дохода. Таким образом, владельцы ресурсов теряют свою самостоятельность и выполняют команды и распоряжения этого экономического агента. В экономической теории его называют центральным агентом.

Центральный агент несет большую часть риска и ответственности за организацию эффективного использования ресурсов. Регулирование таких взаимодействий предусматривает разграничение и согласование прав и обязанностей владельцев ресурсов и центрального агента. Такие


взаимодействия могут быть прекращены, если одна из сторон не выполняет своих обязанностей, или в случае появления у владельца ресурса более предпочтительный варианта его использования.

Причиной использования той или иной формы координации являются преимущества, которые они имеют в размере затрат по осуществлению взаимодействий экономических агентов – величине т.н. трансакционных издержек. Трансакционные издержки включают затраты по сбору и обработке информации, издержки проведения переговоров и принятия решений, издержки контроля и юридической защиты выполнения прав и обязанностей контрагентов.

Рассмотренные типы координации обслуживаются специфическими типами контрактов. Используются три основных формы контракта – классический, неоклассический и отношенческий. Каждому типу контракта соответствует особый организационный механизм для оценки поведения участников, разрешения споров, адаптации к изменениям и т.д.

Классическая форма контракта используется при чисто рыночной координации. Неоклассический контракт допускает организацию трехсторонней структуры. Помимо непосредственных участников предусмотрено наличие независимого арбитра, который выносит решения по спорным вопросам. Этот контракт более соответствует индустриальной форме координации. Отношенческий контракт соответствует внутрифирменному уровню. Он допускает передачу прав по распоряжению ресурсами, формирование иерархических структур, организующих использование ресурсов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: