Знакомые незнакомцы Павла Макарова

“Привычное не восхищает”, – говорили древние авторы, с интересом описывая заморские диковинки и раритеты, нравы отдалённых народов, великие деяния сильных мира сего и до тонкостей разбирая хитросплетения политической истории. Но в презренном небрежении оставалось всё то, чему выпадала незавидная участь “привычного”: родного края, прошлого своей малой родины, особенностей её быта, событий, индивидуальных судеб людей, из которых сплетается органическая ткань уникального облика местности.

Зачастую всё это ускользает и от внимания современных историков, для которых куда бóльшее значение имеют глобальные процессы и явления, нежели чуткое внедрение в живую ткань повседневности, из течения которой по большому счёту состоит вся стихия исторического становления. Попытки профессиональных историков самоутвердиться за счёт выбора крупных планов исследования (к тому же, часто продиктованных конъюнктурными соображениями) оставляют огромный массив неподнятой целины так называемого “краеведческого” материала. Его приходится подымать неутомимым подвижникам, черпающим вдохновение не в сложном инструментарии исторической науки, но в простой любви (видимо далеко не простой!) к своей малой отчизне, внимательном отношении к людям-старожилам, несущим неосознанный запас исторической информации, и заботе о сохранении исторического наследия.

Благодаря таким исследователям-аматорам изучение истории никопольского края имеет свою традицию. Она представлена именами И. Карелина, Г. Шапошникова, Ф. Киранова, В.Г. Грибовского и П.М. Богуша. Наверное, с наибольшей силой краеведческие изыскания раскрылись в творчестве нашего известного земляка, лауреата премии им. В.Б. Антонóвича Павла Михайловича Богуша (1922-2003), памяти которого и посвящена предлагаемая вниманию читателя книга П.С. Макарова.

Это посвящение неслучайно. Во многом, П. Макаров продолжил разработку крупной темы “Никополь и исторические личности”, начатую в своё время П. Богушем. Для обеих авторов характерны общие исследовательские техники, основанные на отборе и группировке материала отечественной и зарубежной истории по критерию причастности к контексту истории города Никополя. Хотя аматорское увлечение во многом обусловило эклектическое соединение фактографического материала и компилятивный подход к источникам.

П.С. Макарову во многом удалось воспроизвести богатую мозаику, состоящую из лиц, так, или иначе причастных никопольской истории и придавших ей особенный колорит. Широкими и лаконичными импрессионистическими мазкáми он сумел создать целостную картину жизни города, состоящую из многих, индивидуально представленных и рельефно выделенных человеческих жизней. В этом мозаичном калейдоскопе находится место и гетману Богдану Хмельницкому, кошевым атаманам Ивану Сирко и Петру Калнышевскому, вершившим судьбы Украины императрице Екатерине ІІ и князю Г.А. Потёмкину, путешественникам В. Зуеву и А. Афанасьеву-Чужбинскому, писателю И. Бунину и композитору С. Прокофьеву, крупнейшим историкам Н. Костомарову и Д. Яворницкому, а также прототипу знаменитого Остапа Бендера – никопольчанину Осипу Шору.

Игра этой разноцветной палитры персоналий как нельзя лучше оттеняет столь мало знáемые нами страницы истории родного города, приоткрывает завесу над тем, что казалось нам бесхитростно привычным, а на поверку – не совсем знакомым и удивительным. И посему знакомство с, казалось бы, знакомыми, но, всё-таки, незнакомцами, представленными в книге Павла Макарова, будет полезным для каждого, кому Никополь не просто пункт прописки или транзитного следования, но то место, “с чего начинается Родина”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: