Антони Вольдемар Генрихович (1886 – 1974)

В провинциальном Никополе, в начале 70-х годов минувшего столетия, доживал возраста последний гуляйпольський анархист. Долговязый, худой дед в очках ходил с кошелкой в магазин, читал газеты на лавке и получал письма на имя Григория Андреевича Ляпунова. Его настоящего имени в городке практически никто не знал. Ему «рекомендовали» не пользоваться им, состоя другим человеком в обмен на спокойную, полунищую старость и благополучие семей его сыновей и сестры.

На самом деле старика звали Вольдемаром Генриховичем Антони. Когда-то это имя бросало в холодный пот "хозяев жизни" начала XX века: помещиков и предпринимателей, собственников магазинов и кабаков, не обходя и среднего звена работников уголовных органов. " Вольдемар Антони — атаман ватаги анархистов-коммунистов, разбойников и поджигателей... " За него власти когда-то давали неплохие деньги. Когда-то он занимался революционной деятельностью в семи странах мира. Но, боже мой, как это было давно!

Старые европейские империи, устои которых так бескомпромиссно разрушали анархисты пропали бесследно, вместе с тем появились другие, еще более ненасытныеі. Вообще, целиком изменилась вся политическая карта мира. Отгремела сначала первая, а потом и вторая мировые войны. Человечество вышло в мрак космоса и спустилось в мрак Марианской впадины. С обычного для молодого В.Антоне мира не осталось почти ничего. Даже Днепр, которым он его помнил из молодости, был чем-то совсем другим, чем то, что можно было наблюдать из никопольской набережной. Все его старые товарищи погибли или умерли. Все его младшие товарищи и подчиненные погибли тоже. После того как в 1964 году, умер Аба Гордин, из старой плеяды анархистских революционеров Европы и Русской империи не осталось больше нікого. Единственный реликт эпохи "героического анархизма", когда динамитным дымом временами укрывалась половина Европы, возвратившись из полувековой латиноамериканской командировки тихо доживал возраста в Никополе. Этот человек в самом деле оставил в истории свой след, кроме этого он много что помнил, но молчал.

Его отец был представителем последней волны иностранных колонистов. что накатилась на южноукраинские степи в 60-х годах XIX ст., а мать-немкой Сусанной Яковлевной Бонелис.

Вольдемар Антони родился 4 апреля 1886 г., именно в том году когда Гуляй-Поле посетил знаменитый историк и археолог Д.Яворницький, который и оставил его описание.

Тихий характером, бледный, близорукий, всегда с одетыми очками мальчик начал работать на заводе уже с тринадцатилетнего возраста.

Весной 1906 г. с помощью В.Антони анархизм был занесен в Гуля-Поле. Радушный, товарищеский, просто, но чисто одетый девятнадцатилетний парень разыскал своих школьных товарищей, возобновил возбужденные временами дружеские отношения и со временем привел в удивление их своими убеждениями. Володя Антони оказался анархистом, и не простым, а анархистом-пропагандистом, закаленным забастовками, тюрьмой, казачьими пинками, организатором в 1904 г анархистского кружка в Родах, а теперь не против это сделать и дома. И началось. Через несколько месяцев счет членов гуляй-польских анархистов шел на десятки, а сочувствующих - на сотни. Подобных этому прецедентов для сельской местности в анархистском движении до этого времени не было.

В.Антони создал в среде крестьянской и мещанской молодежи Гуляй-Поля подпольную анархистскую организацию, которая само назвалась "Союзом бедных хлеборобов" - первой массовой крестьянской анархистской организацией, которая выдержала испытание временем и репрессиями.

Именно В.Антони стал тем человеком, что зажег костер "махновщины".. И именно это, на закате жизни стало его наибольшей тайной, о которой не знали ни местные никопольские власти, ни компетентные органы. А если бы они узнали об этом, то дед Ляпунов сидел бы не на никопольских лавочках, а где-то совсем в другом месте, даже учитывая "либеральные" брєжневские времена, потому что именно старик Антони был идейным учителем и вдохновителем Нестора Махно, по крайней мере последний думал именно так.

В статье "Гуля-Поле в русской революции"'(1929 г.) он в частности писал. "На мою судьбу выпало счастья подпасть еще подростком под идейное влияние анархиста-революционера Владимира Антони (известного в революционных кругах под именем "Заратустра"). Благодаря влиянию этого революционера... я быстро занял не последнее место в боевой группе анархистов, и упрямо боролся с царско-помещичьим порядком".

на прилагаемом в материале фотоснимке шишка Н.Махно примостился рядом, слева от В.Антони.

Когда в конце 20-х годов XX столетия, находясь в Париже, семья хронически больного Н.Махно не могла в материальном отношении свести конца с концами, человеком, кто помог ему был именно В.Антони. Неугомонный Н.Махно, через анархистские каналы, нашел своего учителя в его уругвайской юдоли и прислал к нему на рецензию две своих книжки.

В 1910г., В.Антони был переправлен приятелями-анархистами в Париж, где ему было предложено эмигрировать в Латинскую Америку, заранее исправив себе фальшивые документы по фамилии и имя Григория Ляпунова. Думал он что едет ненадолго, чисто изменить обстановку и забыть минувшие неудачи и проблемы. Вышло – почти навсегда.

А Никополь жил на свой лад, радовался временным успехам местной футбольной команды "Колос", работал на своих заводах и никому не было дела к деду, который жил в доме 10/б, по проспекту Ленина. Ну кто бы мог догадаться, что этот дедушка побывал в трех разных частях мира, дважды пересекал Атлантический океан, видел просторы четырех европейских и четырех южноамериканских стран, Вену и Женеву, Париж и Буэнос-Айрес. Не сном, ни духом не ведая про "большого комбинатора", Антони-Ляпунов осуществил его мечту, попал в Рио-де-Жанейро где увидел полмиллиона мужчин в белых штанах. Он строил железную дорогу в Бразилии, и составлял снопы на полях аргентинской пампы, гонял сельвой диких кабанов в компании русских сектантов, видел отроги Анд, странствовал по территориям, которые когда-то принадлежали знаменитым иезуитским колониям-коммунам. По иронии судьбы их внутренний уклад был очень похожий на идеал анархо-коммунистов. В конце концов В.Антони остановился на острове, посреди мутной речки Уругвай, куда перевез на лодке пчел своей пасеки. Ульи, окруженные отовсюду водой и восемь регулярно желающих есть подрастающих сыновей затормозили его движение по глобусу на 50 лет.

Гибель собственной пасеки во время наводнения стала причиной возвращения В.Антони в «царство социализма», о котором так хорошо писали в коммунистических газетах, которые приходили из советского консульства в Монтевидео. Как можно было не возвратиться домой, туда где старому революционеру дадут возможность спокойно жить и отдыхать.

Так и не сумев сагитировать жену на подобную авантюру, В.Антони, в 1962 г., подался к Советскому Союзу с тремя сынами, невесткой и двумя внуками. С помощью советского посольства в Монтевидео удалось сесть на один из кораблей китобойной флотилии "Слава", который направлялся на север. Уже находясь на борту можно было понять, что с советской системой, что то не так, в сравнении с сообщениями ее газет. Старший сын В.Антони, А.Ляпунов вспоминал, что во время этого рейса им удалось даже немного заработать денег, помогая советским матросам растягивать китовые туши на корабле-матке.

Но возвращаться было уже поздно. Еще в Уругвае, выдавая себя за пламенного коммуниста, В.Антони, набивая себе цену, неосторожно попросил посольство направить его, по прибытию в Советский Союз туда, где труднее. Советским чиновникам только этого и нужно было. Ведь старый В.Антони создавал собою очень неприятный прецедент. С одной стороны он был старый революционер, борец с царским режимом, с иной, те политические силы, к которым он принадлежал, оказались отчаянными врагами коммунистов и были осужденные как контрреволюционеры, а члены их поголовно репрессированные. Но старик пропустил мимо себя все определяющие события советской истории, от Октябрьской революции к празднованию ее 45-летия, и, формально, ничем перед советской властью не провинился. В итоге было принято решение, как В.Антони и просил, упечь его в такие дали. откуда он возможно уже никогда и не покажется.

Транзитом через Одессу семейство Антони отправили в Казахстан, в колхоз "Пахта-Арал", который специализировался на выращивании тутовника. Здесь то репатрианты и поняли в какой переплет они попали через своего революционного деда. Колхоз оказался бывшим спецпоселением для "врагов народа", где уругвайских энтузиастов коммунистического строительства сразу начали все ненавидеть и даже бить. Жить пришлось восьмером в кибитке, будто средневековым дикарям-кочевникам, без всяких намеков на бытовые удобства. Дальше - больше, вместо ожидаемой пенсии 77-ми летний Г.Ляпунов получил кукиш с маком, то есть десяти рублевое "пособие", и вынужденный был идти собирать в поле хлопчатобумажные коробочки, зарабатывая себе на хлеб. Старые пьяницы и молодые нищенствующиеі женщины, которые составляли неотъемную часть окружающего пейзажа радостного настроения тоже не вызвали. Это точно было не Рио-де-Жанейро, а что-то намного, намного хуже. Короче говоря, из этого развитого социалистического общества надо было куда-то бежать. Но как? И куда?

Спасение пришло оттуда, откуда приходил уже не в первый раз. Когда-то, в 1908 г. сестра Юзефа выручила В.Антони из-под ареста воспользовавшись противоречиями между губернскими судебной властью и жандармерией, теперь же она вытащила своих родственников из казахстанской ссылки. К счастью Ю.Нефедова оказалась коммунисткой ленинского призыва и женщиной убитого в 1919 г. красного полкового комиссара, и с этих позиций она могла «качать права». В Днепропетровске, правда, жить не разрешили, пришлось остановиться в Никополе. Но это уже было что-то. Вольдемар Антони таки возвратился домой, он снова ступил на землю украинского Юга.

Но пенсии так и давали. В.Антони пытался добиться ее найдя данные про свое рождение и первое место работы в архивах гуляйпольского ЗАГСа. Именно из за этого запроса, В.Антони и нашли местные краеведы. В.Антони был удивлен. Зачем вам история Гуля-Поля? Дед уже кое-что понял и совсем не хотел назад в Пахта-Арал. От хлопковых коробочек болела спина. Написания "Воспоминаний гуляйпольского революционера" стало для В.Антони своеобразной данью памяти Ф.Куща - работника районной газеты "Зоря коммунизма", который вскоре заболел и умер. Вскоре по окончанию рукописи мемуаров, на 88 году жизни не стало и В.Антони.

Удалось выяснить, что в 70-х, Антони.В.Г. сделал две попытки завязать разговор с краеведом Богуш.П.М., однако разговора не получилось. Как вспоминает Павел Михайлович, что он вообще то опасался навлечь на свою голову неприятностей, в его жизни их и так хватало.

Автором книги неоднократно осуществлялись попытки раздобыть материалы о жизни Антони.В.Г. в Никополе из официальных источников, но все оказалось попусту. Практически ВСЕ материалы о нахождении Антони.В.Г. в Никополе оказались изъяты, а именно: 1. Решение Никопольского горсуда об изменении фамилии, имени, отчества, года и места рождения. 2. Исполнение решения Никопольского горсуда об изменении фамилии, имени, отчества, года и места рождения Никопольским ЗАГСом. 3. Назначение пенсии Никопольским СОБЕСом. 4. Адресные и паспортные данные в Никопольском паспортном столе.

Пользуясь обратным адресом В.Г.Антони в переписке с Ф.Кущем, автор посетил домовладение п.Северный, ул. Кирова №8, хозяйка дома, проживающая там с 1962г. Антони не помнит, в сохранившейся домовой книге он не прописан. Посетив его последнее место жительства пр. Ленина (ныне Трубников) №10/б, удалось установить что похороны Антони происходили из квартиры сына- Аркадия Ляпунова, по адресу пр. Ленина (ныне Трубников) №12. Соседи Аркадия Ляпунова рассказали, что в 1995г. вся семья В.Антони выехала в Уругвай, в последствии один из его внуков находясь на службе в вооруженных силах Уругвая погиб в локальном военном конфликте.

Могила В.Антони расположена на старом городском кладбище, она не ухожена, и подвергается разграблению мародерами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: