Систематизация способов устранения отклонений в развитии детей и подростков

Способы устранения отклонений в развитии детей и подростков тяготеют к определенному виду психического дизонтогенеза, хотя нередко приходится одновременно использовать разнообразные способы.

Мы предлагаем свою систематизацию способов устранения отклонений в развитии детей и подростков, обращая внимание специалистов ПМПК на важность более тонкого употребления терминов, которые лишь на первый взгляд кажутся синонимами. Здесь следует обратить внимание на документально закрепленный на сегодняшний день термин для обозначения образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии. Это — специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Однако в таких образовательных учреждениях осуществляется не только коррекция, но используются и другие способы устранения отклонений в развитии.

Дифференциация понятий, отражающих большое разнообразие имеющихся способов устранения отклонений в развитии детей, важна для разработки новых и квалификации имеющихся технологий образовательного процесса с детьми с отклонениями в развитии. Для осуществления задач ПМПК такая дифференциация имеет особое значение, так как позволяет более тонко подходить к разработке и представлению рекомендаций в коллегиальном заключении.

Образовательный процесс рассматривается нами не как «узкий» процесс получения образования, а как обеспечение сущностного развития личности ребенка. Образовательное учреждение при таком подходе рассматривается лишь как средство актуализации возможностей развития ребенка.

Под сущностным развитием мы имеем в виду реализацию заложенного в ребенке онтогенетического потенциала с учетом следующих способов устранения отклонений в развитии:

— ликвидация причин отклонений в развитии, например изъятие ребенка из неблагоприятных микросоциальных условий, которые привели к формированию отклонений в развитии;

— стимуляция развития, например, с целью устранения последствий социальной депривации ребенка или актуализации резервных возможностей развития ребенка; стимуляция может осуществляться путем оптимального насыщения среды сенсорной информацией, обеспечения эмоциональной поддержки и подкрепления, вовлечения ребенка в разнообразные формы деятельности и т.п.;

— коррекция (исправление) отклонений в развитии, например, для устранения последствий применения к ребенку неадекватных способов обучения и воспитания, формирующих или закрепляющих дизонтогенетическую структуру его развития;

— компенсация (восполнение) недостающих (дефицитарных) компонентов развития, например, при сенсорных, моторных и других нарушениях;

— реабилитация (восстановление) утраченных элементов развития, например, при различных вариантах поврежденного развития;

— «переструктурирование» искаженной структуры развития;

— «гармонизация» асинхроний и дисгармоний развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: