по дисциплине: «Правоведение»
на тему: «Правовые аспекты деятельности ПМПк. Роль психолога в ней»
Выполнила:
Студентка 1 курса,
гр. ЮПК 1. 1.
Дегтярева Яна Германовна
Проверил:
__________________________
ПМПК - психолого-медико-педагогическая комиссия. Это тот самый консилиум специалистов, который вправе профессионально определить уровень развития ребенка, выявить отклонения и предложить тот или иной курс лечения и реабилитации. Здесь работает отделение психолого-медико-педагогической диагностики развития детей. Есть логопед, дефектолог, педагог- психолог, социальный педагог. Они в зависимости от состояния интеллектуальных, физических и личностных особенностей определяют программу и формы лечения, реабилитации и обучения, консультируют по различным вопросам, касающимся детей с отклонениями в развитии.
Функция ПМПК - подтвердить право ребенка на дополнительные государственные средства, связанные с посещением детского образовательного учреждения, которое работает по специальным образовательным программам для детей с особенностями развития. Если ребенок это право не утратил и в соответствии со своим состоянием нуждается в дальнейшей помощи - исключить его не имеют права. В данном случае ребенок уже проходил ПМПК при поступлении в детский сад, поэтому намерение администрации детского сада о направлении на повторную ПМПК безосновательно. Заявление администрации детского сада о том, что ребенок очень сложный, с ним трудно работать, неприемлемо, так как независимо от состояния здоровья Конституцией РФ гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования.
|
|
О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения:
1. ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.
2. ПМПк может быть создан на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов.
3. Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения.
4. ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника, договором между ПМПк и ПМПК.
5. Примерный состав ПМПк: заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума), учитель или воспитатель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), представляющий ребенка на ПМПк, учителя (воспитатели ДОУ) с большим опытом работы, учителя (воспитатели) специальных (коррекционных) классов/групп, педагог-психолог, учитель-дефектолог и/или учитель-логопед, врач-педиатр (невропатолог, психиатр), медицинская сестра.
|
|
6. Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.
7. Задачами ПМПк образовательного учреждения являются:
— выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;
— профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
— выявление резервных возможностей развития;
— определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;
— подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.
8. Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации. Специалистам может быть установлена доплата за увеличение объема работ, размер которой в соответствии со ст. ст. 32 и 54 Закона Российской Федерации «Об образовании» определяется образовательным учреждением самостоятельно. С этой целью необходимые ассигнования для оплаты труда специалистов за работу в составе ПМПк следует планировать заблаговременно.
9. Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников. Медицинский работник, представляющий интересы ребенка в образовательном учреждении, при наличии показаний и с согласия родителей (законных представителей) направляет ребенка в детскую поликлинику.
10. Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка.
11. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.
12. На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк.
13. Изменение условий получения образования (в рамках возможностей, имеющихся в данном образовательном учреждении) осуществляется по заключению ПМПк и заявлению родителей (законных представителей).
14. При отсутствии в данном образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных и спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
15. Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые и проводятся под руководством председателя.
|
|
16. Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное, всестороннее обсуждение проблем детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации; плановые ПМПк проводятся не реже одного раза в квартал.
17. Председатель ПМПк ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ПМПк о необходимости обсуждения проблемы ребенка и организует подготовку и проведение заседания ПМПк.
18. На период подготовки к ПМПк и последующей реализации рекомендаций ребенку назначается ведущий специалист: учитель и/или классный руководитель, воспитатель Доу или другой специалист, проводящий коррекционно-развивающее обучение или внеурочную специальную (коррекционную) работу. Ведущий специалист отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказываемой ему помощи и выходит с инициативой повторных обсуждений на ПМПк.
19. На заседании ПМПк ведущий специалист, а также все специалисты, участвовавшие в обследовании и/или коррекционной работе с ребенком, представляют заключения на ребенка и рекомендации. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов; подписывается председателем и всеми членами ПМПк.
20. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.
21. При направлении ребенка в ПМПК копия коллегиального заключения ПМПк выдается родителям (законным представителям) на руки или направляется по почте, копии заключений специалистов направляются только по почте или сопровождаются представителем ПМПк. В другие учреждения и организации заключения специалистов или коллегиальное заключение ПМПк могут направляться только по официальному запросу.
|
|
Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые. Периодичность проведения ПМПк определяется запросом школы. Плановые проводятся один раз в четверть, внеплановые - по мере необходимости.
Специалисты, включенные в ПМПк, выполняют свои функции в основное рабочее время, составляя индивидуальный план деятельности в соответствии с запросом. На консилиум должны быть представлены следующие документы:
педагогом:
· информационная карта класса со списком детей, испытывающих трудности в обучении;
· педагогическая характеристика на обучающегося, в которой отражается все необходимое для решения вопроса.
· результаты проверочных работ и тетради ребенка по основным предметам.
педагогом-психологом:
· протокол психологического обследования ребенка;
· психологическое заключение и рекомендации,
логопедом:
· логопедическое представление (речевая карта) на ребенка;
· протокол логопедического обследования;
· логопедическое заключение и рекомендации;
социальным педагогом:
· карта социально-педагогического обследования ребенка и семьи;
· социально-педагогическое заключение.
5 этапов ПМПк:
1. Диагностико-консультативный.
Сбор первичных сведений об обучающихся. Встреча специалистов с учителем и родителями ребенка. Изучение медицинского анамнеза. Наблюдение на уроке и переменах. Многоуровневая диагностика обучающихся специалистами с целью определения уровня развития каждого ребенка: дефектологом (учебная и познавательная деятельность); логопедом (речевая деятельность); психологом (познавательная деятельность и эмоционально-личностное развитие). По результатам диагностики каждый специалист заполняет представление на обучающегося. Повторная консультативная встреча с родителями и учителем. Включение родителей и учителя в реализацию индивидуальных коррекционных программ.
2. Организационно-методический.
Проведение консилиума. Составление индивидуальных комплексных программ развития. Предварительное комплектование групп. Составление комплексных программ развития обучающихся. Разработка моделей взаимодействия специалистов в каждом отдельном случае.
3. Коррекционно-развивающий.
Коррекционная работа с эмоционально-волевой познавательной сферами ребенка. Работа по формированию базовых учебных умений и навыков. Коррекция речевых нарушений. Формами проведения коррекционной работы на этом этапе являются:
· индивидуально-коррекционная работа;
· групповые интегративные занятия;
· занятия-"путешествия";;
· поддерживающие занятия, направленные на адаптацию ребенка к новым условиям развития в переходные этапы (первый, пятый, девятый классы, перевод в другой класс);
· социальные игры - специальные игры на развитие социального интеллекта и эмоциональной компетенции;
· занятия-тренинги (тренинги общения, развитие навыков коммуникации, релаксационные занятия и т. д.);
· постоянно действующая «Стена самовыражения» для детей, где они могут нарисовать и написать всея, что хотят;
· индивидуальные и групповые коррекционные занятия с логопедом, дефектологом.
4. Контрольный.
Проведение текущей диагностики и промежуточного консилиума, на котором обсуждается динамика развития наиболее "сложных" детей, корригируются программы, принимается решение об изменении формы работы (например, не групповая, а индивидуальная), решается вопрос об адекватных формах обучения в школе. Далее следует продолжение занятий по коррекционным программам с учетом внесенных изменений, проводится консультативная работа с родителями и педагогами.
5. Итоговый.
Завершающий консилиум. Анализ деятельности ПМПк за прошедший учебный год. Проект плана работы ПМПк на новый учебный год. Формы взаимодействия: теоретические и практические семинары, индивидуальные консультации, составление рекомендаций, оформление информационных стендов, лектории.
В своей деятельности ПМПК руководствуется:
· Международные правовые акты:
o Конвенция ООН о правах ребенка в области защиты прав и законных интересов ребенка
o Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц
o Страсбургская декларация
o Деонтологический кодекс
o Саламанксая декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями
o Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями
o Международная статистическая классификация болезней, травм и причин смерти 9-го пересмотра
o Международная статистическая классификация болезней, травм и причин смерти 10-го пересмотра
· Законодательно-правовые акты Российской Федерации
o Федеральный закон «Об образовании» от 13.01.96. №12 – Ф3
o Федеральный закон «О социальной защите инвалидов» от 24.07.98. №181 – Ф3
o Семейный кодекс Российской Федерации от 08.12.95.
o Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка» Российской Федерации от 24.06.98. №124 – Ф3
o Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999. № 120 – ФЗ
· Нормативно-правовые акты о центрах и службах консультирования и сопровождения Российской Федерации.