Действительные причастия наст времени образуются как от переходных, так и от непереходных глаголов несовершенного вида от основы настоящего времени личных форм глагола с помощью суффиксов - ущ- (-ющ-), -ащ-(-ящ-) и флексий полного прилагательного - ий, -ая, -ое, -ие: Чита-ют (читай-ут) — читай -: читающий, читающая, читающее, читающие.
Действ причастия пр времени образуются как от переходных, так и от непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида от основы инфинитива или прошедшего времени с помощью суффиксов -вш--lu- и флексий полного прилагательного -ий, -ая, -ее, -ие\ \прочита\ ть — прочита-: прочитавший, прочитавшая, прочитавшее, прочитавшие; \высох\ нутъ — высох-: высохший высохшая, высохшее, высохшие.
Страдательные причастия настоящего времени образуются только от переходных глаголов несовершенного вида от основы настоящего времени личных форм глагола с помощью суффиксов -ем-, -ом-, -им: \чита\ ют [читай -ут] — читай-: читаемый, читаемая, читаемое, читаемые.
Страдательные причастия прошедшего времени образуются от переходных глаголов совершенного и несовершенного вида (последнее реже) от основы инфинитива или прошедшего времени с помощью суффиксов -енн-, -нн-, -т- и флексий полного прилагательного -ый, -ая, -ое, -ые: прочита-тъ — прочита-: прочитанный, прочитанная, прочитанное, прочитанные; бщтъ — би-: битый, битая, битое, битые. В редких случаях страдательные причастия прошедшего времени могут быть образованы от основы настоящего (или будущего) времени: съесть, съедят — съеденный; срубить, срублю — срубленный; бросить, брошу — брошенный.
|
|
Термин «основа прошедшего времени» вместо термина «основа инфинитива» нужно использовать в тех случаях, когда эти основы у исходного глагола не совпадают и причастие образуется именно от основы прошедшего времени. В тех случаях, когда основа инфинитива совпадает с основой прошедшего времени, следует использовать термин «основа инфинитива»: исписа-нн-ый образовано от основы инфинитива исписа- (инф. исписа-тъ), высох-ш-ий образовано от основы прошедшего времени высох- (инф. высохну-тъ).
Очень важно проследить за тем, чтобы вид исходного глагола и причастия был один и тот же. Нарушение этого правила приводит к возникновению ошибок.
Возвратность/н евозвратность исходного глагола передается и причастию (вместе со значением возвратности): умываться — умывающийся; остановиться — остановившийся. Следовательно, при анализе возвратности причастия следует опираться на анализ исходного глагола.
Переходность/н епереходность глагола определяет возможность образования причастий: от непереходных глаголов не образуются страдательные причастия. При анализе переходности/непереходности самих причастий следует обратить внимание на то, что действительные причастия сохраняют свойства исходного глагола: выполнять что? — выполняющий ч т о?, а страдательные причастия, образуясь от переходных глаголов, утрачивают переходность: перевести кого, что? — переведенный (причастие не имеет показателей переходности).
|
|
Практически нерешенным остается вопрос об изменении причастия как части речи по глагольным категориям времени и залога. Являются ли категории времени и залога классифицирующими или словоизменительными для причастия как части речи? К сожалению, в учебных пособиях ничего об этом не говорится. В пособии для учителей время и залог относятся к постоянным признакам, т.е. к классифицирующим, а не словоизменительным1. Но признать что словоформы читающий, читавший, читаемый, читанный — это разные слова, вряд ли возможно, так как они имеют одинаковое лексическое значение. Очевидно следует признать категории времени и залога словоизменительными, совмещающими словообразовательные и формообразующие (словоизменительные) функции.
Деепричастие — неспрягаемая форма глагола, совмещающая в себе грамматические свойства глагола и наречия: Волны несутся, гремя и сверкая Деепричастия гремя и сверкая обозначают дополнительные действия, связанные с действием несутся (сказуемым), сопутствующие ему. В предложении Волны несутся, гремят и сверкают все три действия (сказуемые) самостоятельны. Деепричастие объединяется с глаголом общим лексическим значением (гремят — гремя, сверкают — сверкая), общностью вида (сверкать, сверкая — несовершенный вид, сверкнуть, сверкнув — совершенный вид), одинаковым управлением, в частности винительным падежом (любить свободу — любя свободу), возможностью определяться наречием (верно понимать — верно понимая). Подобно наречиям, деепричастия не изменяются, не согласуются, не управляются, а примыкают.
Синтаксические функции деепричастия. Чаще всего деепричастия примыкают к сказуемому-глаголу и являются обстоятельством: Я неприметно отошел к окну, желая скрыть свое волнение (Форш). Деепричастие, примыкая к сказуемому, может обозначать и добавочное действие, сопутствующее действию, выраженному сказуемым: Клубятся тучи, млея в блеске алом (Фет).
Деепричастия несов-о вида, как правило, образуются от основы настоящего времени посредством суффикса -а (-я): сверка-ют — сверкая, гремят — гремя, стучат — стуча. В отдельных случаях (от глаголов несовершенного вида с суффиксом -ва-: давать, сознавать, отставать эти деепричастия образуются от основы неопределенной формы: выдавать — выдавая, отставать — отставая. Деепричастия несовершенного вида не образуются от глаголов: 1)с основой, состоящей из одних согласных: шьют, льют, жмут, ткут и т. п. (исключение: мчаться — мчась); 2) с основой на г, к: бегут, текут и т. п.; 3) с основой настоящего времени на шипящий и с основой неопределенной формы на з, с, cm, x: мажут — мазать, пишут — писать, хлещут — хлестать, пашут — пахать; 4) с суффиксом -ну-(мерзнуть, тянуть). Неупотребительны деепричастия от глаголов лезть, бежать, ехать, хотеть, драть, звать, петь,; гнить. Деепричастия от таких глаголов заменяются соответствующими по значению приставочными образованиями: называя, распевая и т. д.
Деепричастия сов вида образуются от основы неопределенной формы посредством суффиксов -в, -вши, -ши-.. Суффикс -в, реже -вши, присоединяется к основам на I гласный: прогулять — прогуляв, получи-ть — получи-в. Вариант на -вши является обязательным для образования деепричастия от возвратных глаголов: возвратиться — возвра-ти-вшись. Суффикс -ши применяется при образовании деепричастий от глаголов с основой неопределенной формы на согласный: истечь — истек-ши. От основ с суффиксом -ну-, выпадающим в прошедшем времени, возможно двоякое образование деепричастия: промокну-ть — промокну-в, про-мок-ши. Вместо образованных по общему правилу деепричастий от основ на т, д (выведши, приобретши и др.) употребляются: выведя, приобретя. Употребительны двоякие формы деепричастий: заперев — заперши, затеряв — затерявши, простерев — простерши и др. Возможны в современном русском языке двоякие образования деепричастий совершенного вида — с суффиксом -а (-я) и с суффиксами -в, -вши: накло-ня — наклонив, поклонясь — поклонившись.
|
|
Глагольные признаки: общее ЛЗ (думать-думая); морфол.св-ва (знач.вида сохр-ся, от каждого члена видовой пары образ-ся своя форма дееприч-я (читая); прочитать-прочитав); сохр-ся знач.переходности/непереходности, возвратное значение (собирать – собирая/ собираться - собираясь); синт.особ-ти (д.м. управлять теми же формами, что и гл. (читать-читая книгу)).
Признаки наречия: общее категориальное значение обсоятельственно-определит.; морфол.св-ва-неизменяемость; способность употр-ся в ф-ции обстоят-ва (следить потупясь, убежал испугавшись); как и нар., дееприч.примыкает к обычному глаголу (сидел согнувшись, бежал оглядываясь).
1. Причастие Деепричастие (несклоняемая форма глагола); н.ф.; разбирать как глагол…
2. стоит в неспрягаемой форме 3. н.ф. инфинитив.
4. НСВ (обозначает действие, не огранич.внутр.пределом, отвеч-т на вопр…)
Парный (имеет видовую пару,н-р: понимать-понять; СВ-НСВ – способ имперфективации)
5. продук.кл. (имеет такое соотношение основы инфинитива и основы наст.вр., по образцу кот.образ-ся новые глаголы а-айот -1 прод.кл., и-на мягк.согл – 4 прод. кл.)
6. действ.залог (обознач.действ.самого субъекта), непарный;
7. неперех. (обознач.действ.не переходящ.на др.предмета и не имеет сочет-я с сущ.в В.п. без предлога)
8. невозвр., нет постфикса.
9. 1спр. (понимайут-понимать)
10. В Прош.вр. (обознач.действие до мом.речи)+суф. Прош.вр. л.
|
|
11.В м.р.(ок-е).12.В ед.ч.(обозн.действ.одного субъекта).13.В изъявит.н.(д.,как реальный факт)14.Сказ.
2. Оборудование: учебный комплекс «Русский язык. Теория. 5-9 кл.». В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова; «Русский язык. Практика. 7 класс» / под ред. С. Н. Пименовой.
В данном учебном комплексе причастие рассматривается как самостоятельная часть речи. Тем самым преодолевается существующая двойственность при изучении причастия: в теоретическом шане оно относится к глаголу, считается его особой формой, а в фактическом плане порядок его рассмотрения совпадает с именем чрилагательным. Причастие же, по мнению авторов учебника, к соторому нельзя не присоединиться, в качестве самостоятельной тети речи обладает особой семантикой, собственными морфологическими и синтаксическими признаками, ярко выраженными стилистическими свойствами. Работу по причастию начинаем с его узнавания «в лицо», опираясь на формальные показатели - суффиксы; проводим кропотливую работу по раскрытию тонкостей семантики причастия, по составлению синтаксических синонимов. С этого урока начинается работа по усвоению норм артикулирования причастий: ученики хором произносят суффиксы причастий и сами причастия. Завершается урок чтением параграфа «Теории» и беседой по нему. Необходимо стараться предоставить каждому семикласснику возможность потренировать его речевой аппарат.
В современной лингвистике существует несколько точек зрения на грамматическую природу причастий и деепричастий. Одни ученые считают их самостоятельными частями речи, которые выделяются наряду с именами существительными, наречиями, предлогами и т. п. Другие лингвисты утверждают, что причастия и деепричастия - это особые формы глагола. Особые потому, что они не спрягаются, а ведут себя в речи иначе, чем глагол. Напомним: причастия повторяют грамматические признаки прилагательного - склоняются (изменяются по числам, родам и падежам), а деепричастия совсем не изменяются, как наречия.
Имейте в виду, что эти разные точки зрения отражаются и в современных школьных учебниках по русскому языку. Одни из них рассматривают причастия и деепричастия как формы глагола, а в других учебниках эти слова изучаются как самостоятельные части речи.
Причастный оборот- это причастие с зависимыми от него словами. Выделяется на письме, если прич. оборот стоит после определяемого слова, запятыми с обеих сторон.
Понятие о деепричастном обороте усваивается 7кл.с опорой на знания о причастном обороте.
Морфологич.разбор д. в школе:
1. Часть речи – (если как самост. часть речи)- дееприч., т.к. обозначает добавочное действие, отвечает на вопрос: что делая? Что сделав? Как? каким образом? Почему? Когда?
2. Неизменяемость ч.р. (о нач.ф. говорить некорректно, все морфологич.признаки-только постоянные). Пост.пр.: возвратность, вид. 3. Синт.роль.
ОБОСОБЛЕНИЕ — это грамматическое, смысловое и интонационное выделение части простого предложения (словоформы, оборота). Обособленная часть содержит добавление, пояснение или уточнение по отношению к определяемому слову. Ослабляется грамматическая связь обособленного члена с определяемым; ср.: Ветер, всё ещё сильный, дул с востока. — Сильный ветер дул с востока — при обособлении словосочетание сильный ветер распадается. На письме обособленный член (оборот) выделяется запятыми (иногда — тире). Грамматическими условиями обособления являются: а) необычное расположение члена предложения по отношению к поясняемому; б) большой его объем (распространенность). Свои правила обособления имеют определения, приложения, обстоятельства.
ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТ-ВА включают три вида обособленных конструкций: а) деепричастный оборот; б) распространенное обстоятельство, выраженное отглагольным существительным с зависимыми словами; в) уточняющие члены. Распространенные обстоятельства обособляются, если они: расположены впереди главных членов предложения: А по ущелью, во тьме и брызгах, поток стремился навстречу морю...; отделены от сказуемого другими членами: Плоты плыли дальше, среди тьмы и молчания;имеют значение времени: Петя, после полученного им решительного отказа, ушёл в свою комнату; уступки: Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро; причины: Пароход стал двигаться осторожно, из боязни наткнуться на мель; условия: В случае непослушания или выражения недовольства, я прибегаю к более строгим мерам.
ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПР-Я бывают согласованными и несогласованными. Условия и правила обособления определений связаны с их формой. Всегда обособляются распространенные согласованные определения (прилагательные и причастия с зависимыми словами), стоящие после определяемого слова: Пыль, розовая от блеска молний, неслась по земле; В саду стоял дом в два этажа, обнесённый глухим забором. Причастный оборот может быть обособлен и перед определяемым словом, если выражает добавочные значения причины, условия, уступки: Утомлённые ходьбой, люди быстро выбились из сил. Одиночные согласованные определения обособляются и двух случаях: если составляют однородный ряд: Над Волгой занималось утро, мглистое и туманное; если перед определяемым словом есть другое определение: Из спальни вела куда-то ещё одна дверь, тоже затворенная. Несогласованные определения обособляются, в основном, в двух случаях: если стоят перед определяемым словом (необычное положение): За кормою, вся в пене, быстро мчится река;если стоят после определяемого слова и выражают добавочное значение причины и др.: Сусанна, с её нравом, воспитанием, с её воспоминаниями, не могла иметь подруг в той среде, где она жила. При личном местоимении определение обособляется в любом положении и в любой форме: Но ты взыграл, неодолимый, и стая тонет кораблей.
3. Особ-ть и нов-во поэзии Н: Н в св стихах говорил о повседн-х непоэтич-х явл-х: о грязной петерб-й улице, о крестьянине, который под пьяную руку бивал жен, о труде бурлаков и т.д. Для лирики Н хар-н полифонизм: голоса автора и героев сливаются. Лирика Н всегда среди людей, их жизнь, судьба глубоко его волнует. П\му поэзия его всегда социальна: отражает воп-сы общества, устройства челов-х отн-й. Всегда проникнуты граждан-тью. Стих «Пьяница» - реалистич. Лексика нарол, разгов-я. Герой – пьяница, нищий. Нго слово звучит и лир Н стан-ся ролевой (авт пряч под маской). Н раздвин рамки лир поэзии, это связ с выр-м сознания ролевого героя. Эффект правдопод-я, авт перевоплощ в обр героя, полная стилиз-я его манеры разговора. По ф-ме: некий рас-з, ист падения. И-х своеоб-е: реч ман (разг лексика черед-ся с выс), инверсия, ямб с пир 6 стЮ особ риф-ки, ролев лирика и сюжетная, пов-я, окружение (толпа, близкие), хронотоп (дорога: прошел бы путь иной: трезвая и пьяная дорога).
4. Работа по разв письм речи уч-ся многообразна и зависит: 1. от возр особ уч-ся, 2. уровня их лит и реч разв, 3. от рода и жанра ХП, на базе кот провод реч работа со шк-ми. 4. от поставленных уч-м познават-х и комм-х задач. Упр-я по разв письм речи класс-ся на след гр, кот уч-ля обычно вкл-т в планир-е уроков в зав-ти от назв-х выше усл-й. 1.Репродуктивные: излож-я подр, сжатое, выбороче, с заменой лица расск-ка, осложе грам зад-ми. 2. Репр-но-оцен-е: изл-я с Эл-ми соч-я, т.е. вкл-щие в себя собств аналит-е разм-я над т типа небол коммент-в. Подобные виды зад-й практ-ся в посл вр в кач-ве экзам-х работ по РЯ и л-ре за курс 9-лет школы. 3. Соч-я разных жанров: соч-е-мин-ра, соч по пословице, загадке, по лич набл-м, соч по картине и т.д. 4. Соч и излож с Эл-ми худ ТВ-ва: рассказ о герое пр-я, соч сказки, афоризма, загадки, рас-за (по образцу изуч), домысл-е неоконч историй в соотв-и с логикой разв сюжета и хар-в героев и т.д., худ. Зарисовки, сценки, напис-ие сценариев для пост-ки пр-ий в кино и театре (фрагменты). Излож – это письм пересказ проч-го или просл-го и проан-го текста. Соч пред с собст размыш-я пиш-го по пов проч-го и разоб-го ХП или его отрывка в различ письм реч жанрах. В излож пиш-ий воспроиз-т готовый текст пр-я или отрывка из него, в соч создается собс текст. Идея излож всегда повт идею пересказ-го текста. Идея соч самост-о опр-ся пиш-им в итоге размыш-ий над худ.т, изуч-я научно-поп-й и крит лит-ы. Комп-ция изл всегда воспр-ит комп переск-го произ. Ком-я соч избир пиш-м сам-но в соот-и с темой, поз-ей автора по дан вопросу, видом и жанром пис работы.