Тропы, основанные на переносе наименований по контрасту, совмещении контрастных свойств

Антифразис – употребление слов и выражений, несущих в себе оценку, противоположную той, которая явствует из контекста. Антифразис выступает в нескольких разновидностях – это ирония, мейозис, астеизм.

Ирония (греч. eironеia – притворство) – это выражение насмешки (скепсиса, снисходительного отношения) в форме похвалы. Например, слабого называют Геркулесом, бедняка Крезом, безобразного Аполлоном. Выразительность иронии в игре двух значений – прямого и переносного (противоположного первому). Иронической тональность обладают многие паремии: Хорош молодец: ни коз, ни овец; Такая красавица, что в окно глянет – конь прянет; на двор выйдет – три дня собаки лают; Щеголь Ивашка: что ни год, то рубашка, а порткам и смены нет.

Мейозис − притворное занижение оценки, чаще всего самооценки, Только такой идиот, как я …; Я ведь мужик деревенский; Мы (Эквадор) чувствуем свою вину за то, что банановая кожура очень часто появляется на московских улицах (из газет).

Астеизм − использование бранной лексики с целью похвалы. Астеизм так же, как ирония, мейозис, основан на принципе противоречия и контраста, на способности слова выражать антонимические значения (энантиосемия):

Ой, Вань, какие акробатики!

Смотри, как вертится, нахал!

(В.Высоцкий)

Ай да Пушкин, ай да сукин сын!

(А.Пушкин)

Чёрт так не сыграет, как он проклятый, играл на контрабасе, бывало, выводил, шельма, такие экивоки, каких Рубинштейн или Бетховен не выведет. Мастер был, разбойник! (А.Чехов).

Парадокс (от греч. paradoxos – неожиданный, странный) – высказывание, противоречащее на первый взгляд логике вещей, однако заключающее в себе глубокий смысл: Лучшее правительство то, которое меньше всего правит (американский философ Джефферсон); Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра (Оскар Уайльд); Трус умирает много раз, а храбрец − только однажды (У. Шекспир).

По моделям парадоксов построены некоторые пословицы: Тише едешь – дальше будешь.

Парадокс – великолепное риторическое средство, придающее речи блеск, вызывающее у слушателя чувство радости, так как свежесть выражения всегда приятна. Парадокс помогает разрушить догму, высмеять устаревшее, надоевшее, пошлое. Тем, кто обращается к созданию парадоксальных выражений необходимо помнить, что парадокс должен быть чёток, краток, афористичен, логически завершён. Как, например, у американского писателя Ральфа Эмерсона: Всякая стена − это дверь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: