Поздний Рокотов

Дом Рокотова на Старой Басманной, 30

По некоторым предположениям, на пике успеха Рокотов примкнул к братству масонов[13][14]; во всяком случае, он выписывал новиковский журнал «Утренний свет». Количество портретов, приписываемых Рокотову, поражает — при том, что работал он не очень быстро («никогда скорее месяца не рабатывал что-нибудь с натуры»[15]). Вероятно, многие из них были выполнены вместе с учениками. Известно, что в 1787 г. в доме Рокотова жили четверо крепостных, и среди них два брата-ученика[16].

В 1780-е годы из рокотовской портретописи исчезает та рокайльная дымка, которая придавала им атмосферу недоговорённости, даже некоторой таинственности. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными»[5]. Поздние московские портреты Рокотова наряднее и импозантнее прежних — ближе к господствовавшей в то время стилистике классицизма. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шелковых платьев, игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа[2]. Женские портреты, как правило, овальной формы. В лицах моделей всё чаще проскальзывает надменность, осознание своего превосходства над окружающими[5].

После разгрома московских масонов продуктивность Рокотова резко падает. Последние известные работы датируются началом 1790-х гг.; краски на них крайне скупы, почти монохромны. Эти особенности принято объяснять ослаблением зрения художника[2]. О последних двадцати годах жизни сведений практически не сохранилось. Художник скончался в Москве 12 (24) декабря 1808 года. Похоронен племянниками на кладбище Новоспасского монастыря, где его могила быстро затерялась.

Примеры портретов позднего периода[показать]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: