Художественная культура Нового времени

  Напряженности и динамизму развития общественной мысли соответствовал прогресс в области художественного творчества. В эстетической мысли утверждался принцип общественного назначения искусства, осознаваемого как важная и значительная форма человеческой деятельности. В XVIII столетии – веке Просвещения в России были представлены различные художественные стили. Одним из них был барокко. Расцвет русского барокко приходится на первую половину XVIII в. Для этого стиля характерны грандиозность, пышность, динамика, пристрастие к различного рода эффектам, яркая зрелищность. В литературе петровских времен он проявился в творчестве Ф. Прокоповича, А. Кантемира, М. Ломоносова, В. Тредиаковского, частично Г. Державина. Пышные оды, мозаика, фейерверки, иллюминации соответствовали содержанию барокко. В архитектуре этого стиля развивались светские, жизнерадостные настроения, усиливались черты нарядности, красочности. Крупнейшими мастерами русского барокко были В. Растрелли, С. Чевакинский, Д. Ухтомский. Самыми выдающимися творениями Растрелли явились большой царскосельский дворец, петергофский Большой дворец, Зимний дворец и ансамбль Смольного монастыря. Барокко проникает и в изобразительное искусство. Кисти Растрелли принадлежит парадный скульптурный портрет Анны Иоанновны с арапчонком. Среди художников – создателей парадных портретов прославились И. Аргунов, крепостной графа Н. Шереметьева, и И. Вишняков. В российскую музыкальную культуру вошла итальянская и французская придворная опера, она была ведущим музыкальным жанром XVIII в. Настоящими мастерами русской музыкальной школы стали Е. Фомин, В. Пашкевич. Русским национальным гимном был в то время полонез О. Козловского на стихи Г. Державина «Гром победы, раздавайся». Барочный эстетический идеал и соответствующий ему стиль отвечали своему времени – времени становления и расцвета дворянской империи. Но в России, как и в других странах Европы, взгляды Просвещения находили в области искусства преимущественное выражение в классицизме – главном художественном стиле новой эпохи. Как и в Европе, русский классицизм опирался на античные традиции, заимствуя основные принципы, сюжеты, элементы архитектуры и изобразительного искусства этой эпохи. «Памятники, фронтоны, и карнизы домов украшаются аля-греками, львиными мордами, шлемами, щитами, копьями и мечами. Даже на церковных стенах появляются атрибуты войны». Увлеченность античностью приводила к разрушению грани между искусством и реальным поведением человека в жизни. Русский офицер С. Глинка в своих мемуарах сблизил культ античности начала XIX в. с гражданственностью, свободолюбием и культом военной славы: «Голос добродетелей Древнего Рима, голос Цинциннатов и Катонов громко откликался в пылких и юных душах кадет». Русский классицизм отличался некоторыми особенностями. Просветительские взгляды выражались в постановке проблем крепостничества, сословных нравов российского общества, православной веры и т.д. Характерной чертой русского классицизма была идеализация действительности. Эти особенности находили отражение в творчестве художника А. Лосенко, скульптора Л. Шубина, поэтов Г. Державина, И. Крылова, писателя Д. Фонвизина, архитекторов В. Баженова, М. Казакова, Дж. Кваренги. В первую очередь русский классицизм вошел в литературу (30–50-е годы XVIII в.). Возникли такие ее жанры, как ода, элегия, басня, трагедия, комедия, повесть, роман. Большая заслуга в формировании новой системы литературного языка и стихосложения принадлежала Г. Державину. Быстро развивались драматургия, театральное искусство. В 1756 г. в Петербурге был учрежден первый в России государственный театр «для представления трагедий и комедий». Его руководителем был известный русский актер Ф. Волков. Возникло множество театров в провинции. Самобытным явлением русской культуры было появление крепостного театра. Наибольшей известностью пользовался театр графа Н. Шереметьева, в нем играли талантливые крепостные актеры П. Ковалева-Жемчугова, П. Дягтярев. Судьба почти всех крепостных актеров складывалась трагически. Классицисты выделяли три «знатнейших художества» – архитектуру, скульптуру и живопись, а в их пределах выше ставили сооружения общественного характера и произведения на историческую тему. Русские архитекторы В. Баженов, М. Казаков, И. Старов, Д. Кваренги, Ч. Камерон, А. Воронихин, А. Захаров, К. Росси наиболее ярко и последовательно отразили в своем творчестве мироощущение и дух эпохи. Зодчие этого периода создали типы столичного дворца, усадьбы и крупного жилого дома, а также загородного дворцово-паркового ансамбля. Строгость формы, ясность пространственного решения, геометризм интерьеров, мягкость цветов отличали архитектуру классицизма. Для скульптуры и живописи также характерна четкая разграниченность планов и ясное построение перспективы. Впечатляющими в XVIII в. были успехи классической скульптуры, особенно если вспомнить, что в средневековой Руси круглая скульптура была запрещена. «И сам человек не есть ли движущаяся пластика?» – восклицал один из скульпторов. Скульпторы, воспитанники и создатели отечественной художественной школы Ф. Гордеев, Ф. Прокофьев, И. Мартос, М. Козловский, Ф. Шубин, Ф. Щедрин, Б. Орловский и многие другие, создали множество памятников, скульптурных портретов своих выдающихся современников. Один из лучших памятников в истории русской скульптуры связан с именем Э. Фальконе – это памятник Петру Великому, знаменитый «Медный всадник». Строгость и красота силуэта, эмоциональность образа, воплощение идеи гражданского долга сделали эту скульптуру одной из любимых в России. Живопись классицизма отличалась логическим развертыванием сюжета, ясностью, уравновешенностью композиции, ведущей ролью плавного, обобщенного рисунка. Идеалы эпохи были запечатлены в живописных портретах второй половины XVIII в. (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский), не уступающих работам крупных европейских мастеров. Художников увлекал внутренний мир изображенных. Примером могут служить портреты В. Майкова, В. Новосильцева, Е. Санти, А. Струйской (Рокотов), на которых представлен новый тип человека – более свободного и сильного душой. Поэт Н. Заболоцкий писал: Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Портретное мастерство Д. Левицкого отличалось широтой диапазона – от парадных портретов (Демидова) до интимно-лирических (семи «смольнянок»). Все эти портреты позволяли представить разностороннюю жизнь людей того времени в их частном и общественном бытии. Характерно, что круг людей расширялся за счет литераторов, актеров, зодчих, ученых, т.е. людей, знаменитых талантами и знаниями, а не происхождением. Портрет стал массовым явлением и за счет множества провинциальных художников. Ими создана обширная галерея образов, включавшая представителей всех слоев российского общества. Так, в Музее истории донского казачества Новочеркасска сохранена коллекция портретов донских атаманов XVIII в., в которых переплелись традиции русской и украинской парсунной живописи. Лучшими художниками академической школы в XVIII в. были К. Брюллов, А. Иванов («Явление Христа народу»). Идеи классицизма соответствовали понятиям дисциплины, системы, нормы, гражданственности, «регулярного» государства, которые играли важную роль в жизни и культуре. Культ национально-государственного единства приводил к преобладанию логических, абстрактных форм в искусстве, отвлеченно героизированной трактовке истории. В своих произведениях мастера стремились передать приверженность упорядоченности, восхищение силой разума. Зодчие отражали это в облике города, слагающих его зданий, в изображении человека, его тела, выражения лица, темперамента, во взаимосвязи внешнего облика и его социальной роли. Искусство XVIII в. отличалось комплексностью, синтетичностью. Архитектура, живопись, скульптура, садово-парковое искусство, музыка, поэзия служили общественным целям. Часто искусство носило агитационный или научно-просветительский оттенок. На смену «аристократическому» классицизму пришли более «демократические» направления – сентиментализм и романтизм. Сентиментализм, родоначальником которого считают Н. Карамзина, воспевал «естественную красоту» и неиспорченность веяниями западной цивилизации, он противостоял культу безличного государства. Наиболее ярким произведением сентиментализма является «Бедная Лиза» Н. Карамзина, где происходит открытие нового типа героя, способного на глубокие и тонкие переживания. Романтизм выражал недовольство расхождениями действительности и идеалов, был своеобразной формой бунтарства. В романтических стихотворениях А. Пушкина, К. Рылеева, В. Кюхельбекера, М. Лермонтова с огромной силой прозвучали мотивы протеста против произвола тиранов и жажда общественных перемен. Социальный характер русского романтизма стал его отличительной особенностью по сравнению с более возвышенным и отвлеченным европейским романтизмом. Сочинения Ж.-Ж. Руссо стимулировали стремление к природе, к «естественности» нравов, поведения. В сознании людей утверждались мысли о том, что добро заложено в природе, что человек, созданный по образу и подобию Бога, рожден для счастья, свободы, красоты. Романтизм стал не просто художественным стилем, подобным классицизму или барокко, «это общекультурное движение, культурно-исторический тип, охватывающий самые разнообразные явления – от философии и политической экономии до моды на прически и костюмы» [4, с. 269]. На портретах этой поры мы видим, как новая манера одеваться соединилась с естественностью, живым выражением лица. В моду входит «онегинский стиль», отказ от париков, излишней косметики, идеал простоты. Пушкин в своей поэзии прославлял «гражданина с душой благородной» и «женщину не с хладной красотой, но с пламенной, пленительной, живой». Примером может служить портрет М. Лопухиной, выполненный В. Боровиковским. В литературе и в жизни возникали новые характеры, разрушающие нормы светского поведения. С этой точки зрения интерес представляет русский дендизм. «Он был ориентирован на экстравагантность поведения, оскорбляющего светское общество, и на романтический культ индивидуализма. Оскорбительная для света манера держаться, «неприличная» развязанность жестов, демонстративный шокинг – все формы разрушения светских запретов воспринимались как поэтические» [6, с. 124.]. Такой стиль жизни был характерен для П. Чаадаева, М. Воронцова – многолетнего посла в Лондоне, а также в некоторые периоды для А. Пушкина. Распространению романтизма в России способствовала общественно-политическая ситуация, сложившаяся после Отечественной войны 1812 г. Романтизм воспитывал в людях возвышенные чувства чести, подготовленности к подвигу, а не к службе, карьере. В такой психологической обстановке воспитывались будущие декабристы – недостойный поступок расценивался хуже смерти. Жажда славы и свободы стали общераспространенными чувствами. Пушкин писал: Свобода! Он одной тебя Еще искал в пустынном мире. Бытовая и психологическая реальность жизни оценивалась сквозь призму литературы. Ю. Лотман показал, например, какую роль сыграла поэма К. Рылеева «Войнаровский» в формировании поведения декабристов, как герои литературы делались героями жизни. Идеалы декабризма были тесно связаны с принципами романтического миросозерцания. Особенность русского романтизма заключалась в соединении его с идеями Просвещения и классицизма, переоценке всесильной роли разума. Высшим проявлением романтизма была баллада, в которой в наибольшей мере обозначилось двоемирие (реального и воображаемого миров). Это характерно для «Светланы» и «Вадима» В. Жуковского, для «Песни о вещем Олеге» Пушкина. Романтическими настроениями проникнута поэзия, живопись О. Кипренского (портреты Пушкина, Жуковского, Швальбе), В. Тропинина («Кружевница», «Гитарист»), пейзажистов С. Щедрина и И. Айвазовского. Первая половина XIX в.– это время расцвета городской песни и бытового романса. Композиторы А. Алябьев, А. Варламов, А. Гурилёв имели тесную связь с народным творчеством. Для романтизма характерен интерес к национальному прошлому, а нередко и его идеализация. Опора на традиции фольклора и культуры своего и других народов, стремление создать универсальную картину мира (прежде всего истории и литературы), идея синтеза искусств также отразилась в идеологии и практике романтизма. Чуть позже романтизма (в 30-40-е годы) появился реализм. Этот художественный стиль называют социально-историческим и критическим реализмом. Его характеризуют общий с романтизмом интерес к духовному миру человека, исторической судьбе своего народа, страны, критическое отношение к действительности. Однако реализм отличается глубиной проникновения в действительность, в социальный мир людей, точным отображением типического. Русский реализм отличался остротой постановки нравственных проблем, которые в наибольшей мере проявились в творчестве Л. Толстого, Ф. Достоевского, ставших лидерами мировой литературы в конце XIX в. Их социально-психологические романы отличались новизной способов раскрытия человеческой психики – в созданных ими типических образах обобщены закономерные сущностные особенности российской жизни. Не зря Ромен Роллан говорил, что даже трагедии Шекспира не могли бы потрясти современников глубже, чем «молнии откровения» в лице Толстого и Достоевского. П. Валери сравнивал Россию XIX в. с такими чудесами мировой истории, как Эллада и Ренессанс. Наибольшая критическая направленность реализма проявилась в произведениях А. Герцена (повесть «Кто виноват?»), Н. Чернышевского (роман «Что делать?»), в поэмах Н. Некрасова. Они пытались ответить на главные вопросы общественной жизни России. В XIX в. в культуре России зародились истоки нигилистического отношения к эстетическим ценностям. Так, Д. Писарев отказывал музыке, балету, живописи, скульптуре, архитектуре, в основе которых лежало искусство, иррациональное по своей природе, в праве на существование потому, что они не могли служить «орудием реализма», а потому бесполезны. Часть писателей соглашались с критикой правящих кругов России, но осуждали крайности революционной тактики: И. Тургенев, М. Салтыков-Щедрин, А. Островский. Одним из духовных центров русского общества был театр. Ведущими театрами по-прежнему оставались Малый в Москве и Александрийский в Петербурге. Актеров М. Ермолову, П. Стрепетову, М. Садовского знала вся Россия. Блестящие образы реализма давало изобразительное искусство. В 60-е годы XIX в. художники-реалисты вступили в конфликт с Академией художеств, выражавшей вкусы консервативного направления в искусстве. Лучшие выпускники Академии отказались от конкурса на золотую медаль и образовали первую Санкт-Петербургскую артель свободных художников. В 1870 г. в Петербурге было создано товарищество передвижных художественных выставок, которое организовало 48 выставок по России. Члены товарищества поставили перед собой задачу ознакомить общество с русским искусством, сделать его доступным жителям не только столичных городов, но и русской провинции. Отсюда и произошло название – «общество передвижников». Идейным вдохновителем его стал И. Крамской. Членами товарищества являлись многие талантливые художники-передвижники: И. Крамской, В. Перов, И. Репин, В. Суриков, П. Саврасов, И. Левитан, братья Васнецовы и др. Художники-реалисты работали в различных жанрах: портретном, пейзажном, бытовой живописи, исторических сюжетов. Источником сюжетов их картин стала современная им русская жизнь, родная природа, история русского народа. Художники показали бесправное положение низов общества, их страдание, горе и радости. Живопись передвижников впервые в русском искусстве стала носить социальный характер, воссоздавала повседневную жизнь и те условия, в которых жили простые люди, отражала протест против самодержавия. Реалистические тенденции проявлялись и в музыке XIX в. В 1862 г. после Славянской этнографической выставки в Петербурге был создан кружок «Могучая кучка», в который вошли М. Балакирев (руководитель), А. Бородин, Ц. Кюи, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, продолжавшие традиции М. Глинки и А. Даргомыжского. Основным источником сюжетов их оперного творчества стала русская история. Кроме опер композиторы этого кружка создали немало известных произведений. Это и «Богатырская симфония» А. Бородина, и «Шахерезада» Н. Римского-Корсакова, и «Картинки с выставки» М. Мусоргского. Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства. Как и в других жанрах искусства, реализм в музыке был наполнен духом социальности. В целом для русского реализма был характерен «литературоцентризм». В литературе наиболее ярко выразилось национальное своеобразие русской культуры и сущности русской жизни. Благодаря ей философия, общественная мысль, изобразительное искусство («передвижничество»), музыка были пронизаны литературными образами, идеями. В соответствии с различными художественными стилями, направлениями искусства по-разному строилось поведение человека. Например, оправданием реалистического сюжета служило утверждение, что именно так вели себя люди в действительности. Классические образцы искусства трактовали поведение людей в идеальном мире. Романтизм предписывал более доступное поведение, так как оно включало не только добродетели, но и пороки. В «молодой» России XVIII–XIX вв. искусство не противостояло жизни, а являлось ее частью. Активность искусства была велика, поскольку человек зачастую осознавал себя через его призму. Поэтому литература, живопись, театр, музыка, приобретали важнейшее значение. Как писал авторитетный исследователь русской культуры Ю. Лотман, «В подобные эпохи искусство и жизнь сливаются воедино, не разрушая непосредственности чувств и искренности мысли. Только представляя себе человека той поры, мы можем понять это искусство, и одновременно только в зеркалах искусства мы находим подлинное лицо человека той поры» [6, с. 209]. XVIII-XIX столетия для России были временем радикальных изменений во всех сферах жизни. Главным содержанием Нового времени стало вызревание в недрах феодальной экономики капиталистического уклада, а также завершение формирования культуры русской нации. Начиная с петровских преобразований, на протяжении двух столетий прослеживается несколько попыток решительных реформ, направляющих Россию к европейскому типу развития. Их результатом стало значительное изменение ее социально-экономических, политических, мировоззренческих, ценностных, нравственных основ. В области экономики это проявилось в интенсивном разложении феодальных отношений собственности в деревне и отмене крепостного права, в осуществлении промышленного переворота и переходе от мануфактуры к фабрике, во вхождении России в мировой рынок. В политической сфере отличительными чертами российского государства были его заинтересованность в проведении радикальных преобразований, значительная централизация власти при опоре на мощную бюрократическую систему, приоритет государственных интересов над местными. Отсутствие механизма разрушения социально-политических противоречий приводило к социальным протестам и политической борьбе. Новая эпоха была отмечена изменениями в системе ценностей российского общества. Народное мироощущение мало было затронуто грандиозными переменами, православие и самодержавие продолжали играть в нем значительную роль. Среди грамотной и активной части населения России на смену традиционному, теологическому мировоззрению приходило рационалистическое сознание, церковь теряла монопольное право духовной наставницы. Значительно изменились культура и быт, ценностные ориентации дворянства, буржуазии, интеллигенции, находившихся под влиянием передовой европейской культуры. В сфере духовной жизни активно развивались наука, художественная литература и искусство, образование, книгоиздание, целый ряд социокультурных учреждений, отличающихся открытостью, светским характером, более совершенными формами передачи и распространения культурных ценностей. Капитализм и относительная децентрализация управления положили начало объединению дворянской европеизированной и народной традиционной культур в единую общенациональную культуру. Эти же причины способствовали появлению крупных провинциальных культурных центров в промышленных и торговых районах страны. На духовную культуру эпохи значительное влияние оказывала общественная мысль. Одной из основных культурных идей XVIII в. стала выдвинутая просветителями идея естественного права личности, принадлежащего ей по рождению, безотносительно к общественному положению, вероисповеданию, национальности. Особенностью развития общественной мысли в России является ее политическая заостренность. Радищев и декабристы, западники и славянофилы, народники и социал-демократы пытались определить путь России, ее место в мире. Важная роль в духовной культуре принадлежала русской литературе, выполняющей художественно-эстетические, нравственно-этические, социально-философские, познавательно-мировоззренческие и политические функции. Для художественной культуры Нового времени характерны напряженность и динамизм, разнообразие художественных стилей, школ и направлений. Средоточием художественной культуры был Человек. В каждом из ведущих стилей – барокко, классицизме, романтизме, реализме – на свой лад рассматривались проблемы человека как существа социального, биологического и в то же время уникального, непостижимого в своей тайне, которую ни наука, ни религия не могут раскрыть до конца. Несмотря на разрыв и раздвоение, неустанную внутреннюю борьбу, через всю культуру новой эпохи проходит общее стремление к социальной справедливости, к достойному существованию человека в свободном обществе.

XVIII век стал временем перелома в истории России. Московское царство становится Российской империей со столицей в Петербурге - одной из великих держав Европы. В результате преобразований во всех сферах жизни страны формируется мощное военно-бюрократическое государство. Происходит территориальное расширение страны, получающей выход к Балтийскому, а затем Черному морям. Возникают новые города, строятся верфи и мануфактуры. Расширяются связи с государствами Западной Европы.

Столетие открывается реформами Петра I. В самом общем смысле это выражается в европеизации всех областей жизни, решительным сдвигом от средневековья к новому времени. Социально-экономическому и политическому развитию задается как бы ускоренный темп, что сказывается на всей культурной эволюции. Относительно независимые прежде религия и церковь оказываются под властной рукой государства и фактически выполняют роль духовного аппарата власти. Петр I решительно пресекает попытки церкви дать оценку его преобразовательным деяниям, в результате чего утверждается светская культура. Именно она выходит на первый план, оставив старой церковной культуре место в монастырских обителях.

Создаются заново города с их промышленной инфраструктурой, расширяется сфера влияния просвещения, оно становится светским, накопление знаний принимает целенаправленный, рационалистический характер, что позволяет говорить уже о становлении науки, когда стало возможным перейти к открытию законов развития природы и общества.

Во второй половине XVIII в. дворянская монархия достигает расцвета. Не случайно в последующие века будет жить полулегендарное воспоминание о «золотом веке» «веселой Елизавет» и «матушки Екатерины». Это время - начало оформления и роста общественной мысли и отечественного самосознания, в центре которого - идея свободы в широком смысле этого слова. С ней связано уникальное явление русской культуры, которое затем оформится в понятии интеллигенции. Напряженность и динамизм развития общественной мысли сопровождается быстрым прогрессом в области художественного творчества.

Вторая половина века по праву считается одной из самых значительных вех в истории русского искусства и архитектуры. В эту эпоху осваиваются все их виды и жанры, а сам процесс творчества протекает свободно и естественно в формах нового времени. Появляются произведения, не уступающие шедеврам зарубежных мастеров. Русские зодчие, ваятели и живописцы венчаются лаврами прославленных академий Европы. Архитектор В.И. Баженов избирается профессором Римской, членом Флорентийской и Болонской академий, скульптор Ф.И. Шубин - членом Болонской академии, живописец А.П. Лосенко удостаивается трех медалей Парижской академии.

В культуре XVIII в. на первый план выступают красота и благородство, гражданственность, патриотическая идея служения отечеству, пафос прославления человека и человечности, тяга к гармонии, простоте и естественности.

5.1.

Образование

В культуре XVIII в. основным созидательным элементом были представители господствующего класса дворян. Частично приобщались и участвовали в культурной эволюции выходцы из городского мещанства, купечества, белого духовенства, государственных и экономических крестьян. Но они, как правило, занимали ту нишу, которая выходила за пределы интересов и потребностей дворянства. Крестьянская масса, задавленная рабским трудом, нищетой, не имеющая доступа к образованию, фактически была изолирована, отгорожена от процесса культурного созидания.

С начала XVIII в. в России впервые начали появляться государственные гражданские школы различных типов. Организация таких школ началась с устройства в Москве в Сухаревой башне школы математических и навигацких наук. Директором Навигацкой школы был назначен Фарварсон, профессор, приглашенный из Англии. Из Англии были приглашены и первые преподаватели. Учеников предписано было набирать «добровольно хотящих, иных же паче и с принуждением». В школе проходили арифметику, геометрию, тригонометрию, навигацию, астрономию и математическую географию. Существовали два подготовительных начальных класса: «русская школа» и «цифирная школа». Количество учащихся было установлено в 500 человек. Это была первая школа в Европе, где в государственном масштабе осуществлялась профессиональная подготовка на основе широкого общего образования.

Определенного срока обучения установлено не было. Учащиеся изучали одну науку за другой и выпускались по мере готовности и по мере необходимости в них в различных ведомствах. Выпускники школы становились не только моряками, но и инженерами, артиллеристами, землемерами, чиновниками. В качестве преподавателя здесь работал Леонтий Магницкий.

В 1715 г. старшие классы школы математических и навигацких наук были переведены к морю, в Петербург, где была организована Морская академия для 300 учащихся. Там стали преподавать арифметику, алгебру, геометрию, тригонометрию, астрономию, навигацию, морскую съемку, артиллерию, мушкетное дело, фортификацию, военный строй, географию, кораблестроение. Учащихся брали и в походы эскадры, приучая к практике морской службы. Учились здесь в основном дети из знатных семей от 10 до 18 лет. Как и в Навигацкой школе, в Морской академии первое время основными учителями были иностранные профессора. Вскоре подобные школы были открыты в Ревеле, Нарве и Новгороде. Из московской, петербургской и прочих навигацких школ вышли сотни инженеров, мореходов, гидрографов, типографов, бомбардиров.

По типу Навигацкой школы к 1712 г. в Москве организовали еще две школы - инженерную и артиллерийскую. Комплект учащихся был определен в 100-150 человек. Позднее (после 1719 г.) московскую инженерную школу переместили в Петербург. Ее выпускники комплектовали инженерную роту, располагавшуюся в Петербурге.

В 1707 г. в Москве при военном госпитале открыли Медицинское училище с пятилетним курсом, на 50 учеников. При нем были созданы «Анатомический театр» и «Аптекарский огород».

В 1721 г. учредили школу для будущих канцелярских служащих.

Особое значение приобрели учебные заведения, дававшие молодым людям профессию в области промышленности. В 1716 г. при Олонецких заводах появилась горная школа. Открываются горные училища при других заводах. По инициативе В.Н. Татищева при уральских заводах были основаны школы для детей мастеровых и подьячих. В них готовили оружейников, кузнецов, слесарей, столяров.

С 1701 г. при Посольском приказе открыли школу переводчиков. Русских учеников из детей бояр, купечества и разночинцев обучали шведскому, латинскому, немецкому, голландскому, греческому, итальянскому, французскому языкам. Обучение было бесплатным и выпускники принудительно зачислялись на государственную службу. Число учащихся доходило до 50 человек.

Создание новых учебных заведений наравне с существованием Славяно-греко-латинской академии позволило образованию сделать значительный шаг вперед. Эти академии стали местом подготовки учителей для провинциальных школ, организованных позднее.

Итак, государственные светские школы этого времени были преимущественно специальными, с профессиональным уклоном. Если ученика посылало в школу правительство, то ему платилось жалование, за неисполнение обязанностей он подвергался взысканиям. Школа готовила к государственной службе, и потому должна была быть профессиональной - такова главная мысль Петра-преобразователя.

В 1717 г. выпускается постановление об открытии в провинциях «цифирных» школ, в которых предполагается преподавать грамоту, арифметику и часть геометрии. В качестве учителей в каждую губернию в эти школы направляется по два выпускника Московской школы или Морской академии. К 1722 г. цифирные школы существуют уже в 42 городах. При возникновении этих школ они были предназначены для всех граждан, «молодых робяток из всяких чинов людей». Однако к 1727 г. в существовавших тогда цифирных школах числилось 2000 человек, из которых: 931 - дети духовенства; 402 - солдатские, 374 - дети приказных, 93 - дети горожан, 53 - дети дворян. Крестьянских детей в эти школы было «принимать не велено», так как крестьянская профессия «обучения не требует».

По мере развития епархиальных училищ, в которые перешла значительная часть учащихся цифирных школ - дети духовенства, цифирные школы приходили в упадок; дети дворян учились либо дома, либо в предназначенных для их сословия учебных заведениях, а потому в 1744 г. цифирные школы были присоединены к гарнизонным школам.

Зато число солдатских гарнизонных школ постепенно увеличивалось. В 1721 г. их насчитывалось около 50, а в 1765 г. - уже 108, где обучалось до 9 тысяч солдатских детей. Существовали военные национальные школы на Кавказе.

При Петре I была создана светская школа, но система образования еще не сложилась. Школы, училища, академии создавались в спешке, вызванной потребностями войны, преобразованиями государственного и экономического порядков. Дворяне обязаны были начинать службу «с фундамента» - солдатами и матросами, а потому нередко обучались вместе с выходцами из других сословий.

Система дворянского образования начинает складываться в 30-е годы века. В 1731 г. в Москве создали Шляхетский кадетский корпус - специальное учебное заведение для дворянских детей. В 1752 г. появился Морской шляхетский корпус, а в 1758 г. Артиллерийская и Инженерная школы в Петербурге объединились и составили третье закрытое дворянское учебное заведение. Большинство дворянских недорослей обучались дома с приглашенными для этого учителями из иностранцев, или же в частных пансионах.

Высшее образование в России начинается с организации в Москве университета. Московский университет принял первых студентов в 1755 г. на три факультета - философский, юридический и медицинский. Организатором и куратором университета был влиятельнейший елизаветинский вельможа Иван Иванович Шувалов, а идейным строителем - гениальный М.В. Ломоносов. Именно он разработал проект организации университета, добился, чтобы он был бессословным и светским учебным заведением (не было богословского факультета). Первоначально в стенах университета обучались преимущественно дети разночинцев. И только при Екатерине II университет становится дворянским учебным заведением.

При университете существовала гимназия с двумя отделениями - для дворян и разночинцев, которая подготавливала для поступления в университет. М.В. Ломоносов создал для этого заведения два учебника - «Риторику» и «Российскую грамматику». В отличие от европейских университетов обучение в Московском в XVIII в. было бесплатным, а для 30 студентов - лучших и наименее обеспеченных - предусматривалось казенное содержание. Еще одно отличие состояло в том, что преподавание велось на русском языке, а не на латыни.

Заботами того же И.И. Шувалова в 1757 г. в Петербурге были открыта Академия художеств. Он подарил Академии свою библиотеку и коллекцию картин Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка, Веронезе и других великих мастеров. При Академии было устроено училище для мальчиков, куда каждые три года набирали по 60 человек. 12 лучших выпускников Академии отправлялись учиться за границу - во Францию, Италию за казенный счет.

Во второй половине XVIII в. потребность в организации более широкой системы образования ощущалась все более остро. Этого же требовала сама идеология эпохи «просвещенного абсолютизма». В общественном сознании формировалось более широкое понимание значения всех сторон культурного процесса, возрастал интерес к гуманитарным и мировоззренческим его аспектам.

По инициативе Екатерины II проекты школьного образования были поручены одному из образованнейших представителей русской знати - Ивану Ивановичу Бецкому. Главная идея плана Бецкого, который опирался в своих воззрениях на французских просветителей, отчасти на А. Локка и Я. Коменского, заключалась в создании из молодого поколения «новой породы людей» - гуманных, образованных, воспитанных. Он писал: «Корень всему злу и добру - Воспитание». Бецкий заявил о себе как сторонник сохранения закрытых сословных учебных заведений:

  • для дворянских детей - привилегированные кадетские корпуса и институты благородных девиц;
  • для разночинцев - коммерческие, медицинские, горные профессиональные школы, художественные училища, воспитательные дома;
  • для детей священнослужителей - духовные семинарии и академии.

Детям крепостных крестьян место в этой системе образования не было предусмотрено.

Самым знаменитым детищем Бецкого стал Смольный институт благородных девиц с широкой программой обучения и воспитания. При институте было особое «мещанское отделение».

В 1782 г. была образована комиссия во главе с сенатором П.В. Завадовским, которому поручалось продумать и оформить основные документы реформы школьного образования. Первым итогом работы «Комиссии об учреждении училищ» было открытие главных (четырехклассных) и малых (двухклассных) народных училищ в Петербургской губернии. Затем такие училища были открыты в 25 губерниях. В уездных двухклассных училищах преподавались чтение, письмо, чистописание, рисование, начала арифметики и священная история. Главные губернские училища приближались по типу к средней школе, здесь в учебную программу были включены российская грамматика, арифметика, геометрия, механика, физика, российская и всеобщая география, российская и всеобщая история, архитектура, делопроизводство.

Принципиально новым было то, что «Устав народных училищ», предусматривал создание единой системы светской школы от малого народного училища до университета. В училищах впервые вводилась классно-урочная система.

Всего в конце XVIII в. в России насчитывалось около 550 различных учебных заведений с числом учащихся до 62 тыс. человек. Из них около 400 народных училищ, свыше 60 духовных семинарий и школ и около 60 закрытых дворянских учебных заведений.

Потребности образования и распространения научных знаний способствовали развитию типографского дела. Открывались новые типографии в Москве и в Петербурге, причем как государственные, так и частные. С 1708 г. книги гражданского содержания стали печатать новым шрифтом, более упрощенным и четким. Произошел переход от обозначения чисел с помощью букв к арабским цифрам. С петровских времен широко издавались иллюстрированные гравюрами, схемами и чертежами учебники, словари, специальные руководства. В последующие десятилетия круг печатной продукции неуклонно расширялся. С книгой стали конкурировать журналы, как более оперативный тип печатной информации. Можно считать, что во второй половине века появились новые профессии (как род занятий) - издатель и журналист. Примером может служить Н.И. Новиков. Сама Екатерина II не чуждалась этой сферы деятельности и выпускала собственный журнал «Всякая всячина».

С конца 1702 г. стала издаваться первая русская печатная газета «Ведомости». В 1728 член Академии наук Миллер основывает «Санкт-Петербургские ведомости», которые, по образцу английских газет, не только сообщают новости, но и занимаются распространением знаний.

В 1791 г. Н.М. Карамзин начинает выпускать «Московский журнал», где публикует собственные произведения, литературно-критические статьи и переводы.

В 1719 г. была открыта Кунсткамера - первый в России естественно-исторический музей.

5.2.

Наука

Практические потребности Российского государства (поиски полезных ископаемых, освоение новых территорий) вызвали пристальное внимание к наукам, преимущественно естественным. При Петре I успешно изучалась сама Россия. Частные и правительственные экспедиции исследовали новые территории, проводили геологические изыскания, картографирование страны. За 1700-1711 гг. было открыто 121 рудное месторождение (железа, меди, серебра, угля, нефти). Были собраны коллекции по минералогии, ботанике, биологии, материалы по этнографии и для составления географических карт. В 1720 г. первая правительственная научная экспедиция под руководством Д. Мессершмидта проводила комплексное изучение Сибири. Результатом научной экспедиции для разведки земель Средней Азии и Прикаспия стала первая достоверная карта Каспийского моря Ф. Соймонова и К. Вердена, которую Петр I подарил Парижской академии наук и был избран ее членом. Впервые на карты было нанесено Аральское море, о существовании которого в Европе не знали.

Своеобразным итогом в области просвещения и науки стало открытие в 1725 г. Академии наук, особенностью которой было объединение научно-исследовательских и педагогических функций. В ее системе находились университет и гимназия, которые готовили кадры будущих академиков. У Академии имелась прекрасная научная инфраструктура: библиотека, музей, типография, ботанический сад, физическая и химическая лаборатории, и что особенно важно (в отличие от академий Западной Европы), она располагала твердым государственным бюджетом.

В послепетровское время Академия наук стала центром научной мысли в России. С ней связана деятельность крупнейших математиков XVIII в. Эйлера и Бернулли. Академия наук приняла участие в организации двух Камчатских экспедиций. В составе второй экспедиции действовали великий мореплаватель В. Беринг и пять отрядов Северной экспедиции, возглавляемые замечательными русскими первопроходцами С. Малыгиным, братьями Д. и Х. Лаптевыми и другими исследователями, нанесшими на карту и описавшими все северное побережье Сибири. Велик вклад в исследование Сибири ученых Академии наук - ботаника Гмелина, историка Миллера, астронома Делиля, этнографа и географа С. Крашенинникова. Перу С.П. Крашенинникова принадлежит труд «Описание земли Камчатки», переведенный тогда же на основные европейские языки. В июле 1741 г. В. Беринг, А. Чириков первыми из европейцев достигли северо-западного побережья Америки.

Говоря о русской науке того времени, нельзя не поставить на первое место М.В. Ломоносова (1711-1765). В 1745 г. он стал первым русским профессором и членом Академии наук. Проявляя универсальность научных интересов, Ломоносов занимался изысканиями в математике и физике, химии и астрономии, географии и геологии, биологии и языкознании, философии и истории. Во всех этих науках Ломоносов достиг крупных успехов, иногда опережавших свой век. Достаточно сказать, что он открыл закон сохранения материи и движения, стал одним из создателей учения о теплоте как о молекулярном движении, опровергавшем «теорию теплорода». Великий русский ученый высказал важные суждения об атмосферном электричестве, открыл атмосферу Венеры, внес вклад в развитие горного дела и метеорологии. Перу Ломоносова принадлежат «Российская грамматика» и «Древняя Российская история». Работал он и в сфере художественной литературы (ода «На взятие Хотина», 1739 г., ряд других поэтических произведений).

М.В. Ломоносову русская наука обязана еще и тем, что он много сил и энергии затратил на выдвижение национальных кадров, ведя борьбу с немецким засильем в Академии наук. Его ученики Н.Н. Поповский и А.А. Барсов стали первыми профессорами Московского университета. При жизни Ломоносова и при его содействии в науку вошла плеяда талантливых ученых: астроном С.Я. Румовский, математики М.Е. Головин и С.К. Котельников, натуралист И.И. Лепехин, юрист А.Я. Поленов и др.

Наука в XVIII в. развивалась прежде всего нуждами практики, поэтому наряду с научными изысканиями шел поиск новых инженерных решений, что особенно отчетливо проявилось в изобретательстве. Р. Глинков изобрел механический двигатель для прядильных машин, заменяющий труд девяти человек. Сын заводского мастера К.Д. Фролов, окончивший горную школу в Екатеринбурге, в 60-е годы на уральском Змеиногорском заводе сконструировал лесопильню, рудоподъемник, водоподъемник, рельсовую внутризаводскую систему самодвижущихся и саморазгружающихся вагонеток. Все эти сложные механические системы работали на энергии воды. И.И. Ползунов в 1763 г. (за 20 лет до англичанина Д. Уатта) создал на Колывано-Воскресенских заводах Алтая первую в мире паровую двухцилиндровую машину непрерывного действия.

Особое место в истории технической мысли России занимает выдающийся механик-самоучка Иван Петрович Кулибин (1735-1818 гг.). В этой личности как бы сконцентрировалась талантливость русского народа, особенно когда этот талант бывает если не оценен, то по крайней мере замечен. Родился он в семье нижегородского мещанина. С детства определялся его интерес к механике. В саду Кулибиных был пруд со стоячей водой и рыба в нем погибала. Молодой изобретатель придумал такое гидравлическое устройство, которое обеспечивало водообмен. Отец, увидев, что рыба в пруду стала плодиться, понял: увлечение сына, - дело серьезное. В Нижнем Новгороде не было ни одного стоящего часового мастера. Чтобы починить часы, их нередко везли в Москву. Кулибин быстро освоил это ремесло, научившись не только ремонтировать часовые механизмы, но и создавать их. В 1764 г. подающий надежды механик задумал сделать особые часы и преподнести их самой императрице Екатерине II. Когда она в 1767 г. проезжала через Нижний Новгород, губернатор рассказал ей об изобретателе. Императрица, увидев еще не оконченную работу мастера, изъявила желание, чтобы по ее окончании Кулибин приехал в Петербург. Кулибин так и сделал. В 1769 г. приехал в столицу и преподнес Екатерине II удивительные часы: они имели форму гусиного яйца. Каждый час они открывались, представляя храм Воскресения Христова. А в 12 часов играли музыку, сочиненную самим изобретателем. Кулибин получил в награду 1000 руб. и был назначен механиком при академии наук с жалованьем 300 руб. в год и казенной квартирой.

Кулибин учился всему. Самостоятельно изучал химию, физику, математику, умел играть на фортепьяно. Сам смастерил электрическую машину, телескоп, микроскоп.

Уже как механик при Академии наук он сконструировал астрономические часы, показывавшие времена года, месяцы, часы, минуты, секунды, фазы Луны, время восхода и захода солнца в Петербурге и Москве.

Узнав в 1772 г., что в Англии назначена премия тому, кто создаст проект моста в один пролет, он занялся проектом такого моста через Неву. Когда все расчеты были подготовлены, с ними ознакомился академик Эйлер и высокого отозвался об авторе. Модель моста, уменьшенная в десять раз, испытывалась во дворе Академии наук. Две предыдущие модели успеха не имели. Кулибин же был в себе уверен. Он увеличил нагрузку, сам взошел на мост и пригласил на него зрителей и рабочих - и мост выдержал.

Когда один вельможа посоветовал ему сбрить бороду, перестать носить русское платье и, войдя в общий строй служилых людей, получать чины да награды, - он отказался. Екатерина II узнала об этом и в знак особого уважения пожаловала Кулибину в 1778 г. особую золотую медаль для ношения на Андреевской ленте. Эта медаль давала право посещать дворец вместе со штаб-офицерами.

Последние годы жизни замечательный механик жил в Нижнем Новгороде, испытывая новую модель корабля. Поговаривали даже, что Кулибин перед смертью придумал, как создать «вечный двигатель», но не успел об этом сообщить...

Еще одна область, последовательно осваиваемая русской научной деятельностью - это физико-географические исследования и естествознание. Здесь начало заложено Петром I, это вытекало из практических целей его преобразовательной деятельности. В последующие десятилетия в этих направлениях шла фактически плановая исследовательская работа, результатом которой стали капитальные труды. Следует отметить следующие научные экспедиции:

  • экспедиция Г.М. Миллера по изучению Сибири, собравшая грандиозную коллекцию богатых архивных материалов;
  • академик П.С. Паллас провел ряд экспедиций в районы Поволжья, Урала, Крыма и др. Им был заложен фундамент геологических знаний о Восточной Европе, проведена граница между Европой и Азией по Уральским горам, описаны новые виды животных и растений, исследованы остатки мамонтов и других ископаемых животных. Венцом его деятельности стал труд «Путешествие по различным провинциям Российского государства» (т. 1-3, 1773-1788 гг.);
  • академик И.И. Лепехин обследовал далекие земли по маршруту Москва - Симбирск - Астрахань - Гурьев - Оренбург - Кунгур - Урал - побережье Белого моря и собрал материал по экономике, географии и этнографии этих районов;
  • в 1768-1769 гг. экспедиция П.К. Креницына и М.Д. Левашова приступила к изучению русской Америки - Аляски.

Это лишь малая толика того, что было сделано русскими естествоиспытателями и землепроходцами во второй половине XVIII в.

Зарождение русской агрономической науки связано с потребностями развития помещичьего хозяйства. В ее основе лежали собственные эксперименты А.Т. Болотова, П.И. Рычкова, И. Комова, а также обобщение ими многовекового опыта крестьянства. Так, А. Болотов предложил систему севооборотов, правила обработки и удобрения почвы, способы борьбы с сорняками. Его мемуары «Жизнь и приключения Андрея Болотова» (т. 1-4, 1870-1873), изданные уже в следующем веке, были с восторгом восприняты российской общественностью.

XVIII в. - время появления первых историографических трудов. Первый русский историк В.Н. Татищев (1686-1750) пишет «Историю Российскую с древнейших времен». Затем появилась «Древняя Российская история» М.В. Ломоносова, где автор впервые коснулся вопроса об этногенезе славян, подверг критике «норманскую теорию», высоко оценил древнерусскую культуру. Попытки выработать общую концепцию отечественной истории предприняты в сочинениях И.И. Болтина и М.М. Щербатова.

Благодаря растущему в обществе интересу к прошлому России, ее истории начался широкий поиск по монастырям древних книг и рукописей (специальный указ Петра I). Из небытия были извлечены Лаврентьевская и Ипатьевская летописи, жемчужина древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» и др.

5.3.

Литература и общественная мысль

В литературном процессе XVIII в. лежат два пласта творчества, которые развиваются параллельно, почти не соприкасаясь друг с другом. С одной стороны - это народное творчество, которое в силу традиции и специфики, в основном было устным, а творчество городских низов (сатирические пародии на чиновничество, продажный суд и т.п.) оформлялось в рукописных сборниках. Народное устное творчество развивалось в освоенных веками жанрах песни, сказания, сатирической сказки, юморески. Общая тема - воспевание своих героев ( Е. Пугачева, Б. Хмельницкого, Ермака и др.) и горькое повествование о безнадежной мечте - освобождении от крепостной неволи (знаменитый «Плач холопов» и др.).

Дворянская литература развивалась динамично, освобождаясь от оков религиозного сознания, она стала во второй половине века одним из ведущих элементов светской русской культуры.

В петровское время литература не дала ярких и крупных произведений. Старые литературные жанры остались в лоне церкви. Новые - еще не были освоены. Поэтому ведущее место заняли повести или «истории», весьма несовершенные в художественном отношении, которые эксплуатировали в разных вариантах сюжет о «блудном сыне» в официозной трактовке («История о российском матросе Василии Кариотском», «История о храбром российском кавалере Александре» и др.) Это были своего рода авантюрные повести, где прославлялся герой, судьбу которого определяло уже не провидение, а личные качества. Герои - молодые и энергичные дворяне, верящие во всемогущество разума, науки и собственные способности, осознающие себя не только гражданами новой России, но и европейцами.

Русская литература во второй четверти XVIII в. вступила в стадию классицизма. Особенно ярко русский классицизм проявился в творчестве А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В. Ломоносова. Характерные особенности классицизма состояли в гражданской тематике произведений, в воспевании разума, проповеди просвещенности и просвещенного абсолютизма. Литераторы - сторонники классицизма, - изображали не конкретного человека, а абстракцию, воплощавшую сумму пороков и добродетелей: невежество и образованность, скупость и щедрость, человеколюбие и жестокость. Русский классицизм, как составная часть господствовавшего в XVIII в. общеевропейского литературного направления, стоял ближе к реальной жизни, был теснее связан с традициями устного народного творчества. Русские писатели отдавали предпочтение стихотворным формам - оде, песне, сатире.

Фундамент новой словесности был заложен тремя поэтами в течение одного десятилетия. В 1729 г. А.Д. Кантемир (1708-1744) написал первую сатиру, а затем цикл сатир (9). Основная тема - осмеяние невежества, высмеивание дворянской спеси. Будучи защитником привилегий дворянства, А. Кантемир тем не менее одним из первых в России поднял тему естественных прав человека. Заложенное А. Кантемиром сатирическое направление в течение двух веков определяло облик русской литературы.

В 1735 г. поэт В. Тредиаковский (1703-1769) осуществил реформу стихосложения, утвердив вместо силлабической - силлабо-тоническую систему. В своем теоретическом труде «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» отстаивал идею нового литературного языка как языка «мирского», разговорного.

Развивая идеи и новации своих предшественников М.В. Ломоносов создал учение о трех литературных «штилях», произвел реформу русского языка, узаконив использование живой разговорной речи. Основная тема его творчества - прославление военных подвигов России, пользы просвещения и науки.

Классицизм господствовал в русской литературе до конца 60-х годов XVIII в. Его теоретиком считают талантливого поэта А.П. Сумарокова. Созданная им школа развивала жанры сатирической и лирической поэзии. Создатель девяти трагедий, 12 комедий, лирик, критик и публицист, он был защитником самодержавия и крепостничества, выразителем самосознания дворянства как «первых членов отечества». Критическая струя его творчества выражена в осмеянии бюрократических пороков современного ему общества.

В последней трети XVIII в. наблюдается отход от четких принципов классицизма и постепенный переход к реализму. Это переходный этап, где реализм и классицизм еще совмещены, но характер героев и настроение переданы вполне реалистично. Разрушителями традиций классицизма стали Д.И. Фонвизин в драматургии и Г.Р. Державин в русской лирике.

В последнее десятилетие века ведущим направлением дворянской литературы стал сентиментализм. Основоположником его стал Н.М. Карамзин (1766-1826), создавший в Москве своеобразный центр новой школы. В центре внимания оказался обыкновенный человек, его жизнь и чувства. Между сентиментализмом и реализмом XVIII в. много общего - оба направления опирались на идеи Просвещения, утверждали веру в человека, воспитывали в нем чувство собственного достоинства.

Общественно-политическая мысль России в XVIII в. нашла свое выражение первоначально в публицистике, эпохи петровских преобразований. Можно утверждать, что литература этого периода меркнет перед напором писателей-публицистов. Зато во второй половине века публицистика как бы пронизывает многие литературные произведения, одновременно выступая как самостоятельная литературная форма, особенно в журналистике.

Общественно-политическая мысль России в это столетие прошла сложный путь: от апологетики самодержавия в его абсолютной форме до оппозиции к нему, от идеологического обслуживания интересов государства и власти до высокой и самоотверженной защиты личности в этом государстве.

Эпоха петровских преобразований способствовала постановке и обсуждению ряда важнейших вопросов, где главное место заняла проблема идеологии абсолютизма. Наиболее полно эта идеология была разработана крупным общественным деятелем, соратником Петра I Феофаном Прокоповичем. В своих работах он доказывал необходимость реформ, право монарха на неограниченную власть, якобы спасительную для русского народа, независимость (как подчинение духовной власти светской, государственной) церкви от государства. Ф. Прокопович - виртуозный публицист и идеолог. Он смог внушить Петру I, что коллегиальное управление церковью вполне отвечает духу и принципам «соборности» русского общества, а потому вполне продуктивна и своевременна замена патриаршества Синодом. В своем произведении «Правда воли монаршей» он отстаивал идею наследственной монархии, где престол завещается наследнику независимо от степени родства. К чему привели Россию эти идеи, реализованные Петром I, известно по «эпохе дворцовых переворотов».

Яркими выразителями идеологии абсолютизма были дворянские государственные деятели и ученые из «Ученой дружины Петра» - В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир, А.М. Черкасский, А.Ю. Трубецкой.

Другой идеолог абсолютизма - И.Т. Посошков был выходцем из «низов», пробился и стал богатым купцом. Его уверенность в необходимости сильной абсолютной власти вытекает из иных, чем у Прокоповича, источников. Во власти он видит силу, которая способна сотворить могущественное государство и избавить народ от бедности. Его многочисленные проекты («Письмо о денежном деле», «О ратном поведении» и др.), но главным образом труд «Книга о скудности и богатстве», - это идеи экономиста-патриота, который заботится о процветании Отечества, причем всех его сословий (от дворян до крестьян), которому абсолютный монарх дорог как строгий и заботливый отец. Диапазон его конструктивных идей поражает. Здесь обоснование политики меркантилизма, денежной реформы, необходимости создания единого свода законов, одобренного «самым полным голосом» народа, обоснование прав купечества, проект всеобщего обязательного обучения и многое другое. Неудивительно, что власть подозрительно отнеслась к проектам И. Посошкова в части «народосоветия» и ограничения эксплуатации крестьян. Автор был схвачен Тайной канцелярией (1726 г.) и умер в камере Петропавловской крепости.

Во второй половине века усложняется духовная и умственная жизнь русского общества, острее выступают социальные противоречия, дифференцируется общественное сознание. В центре общественной мысли по-прежнему стоит вопрос о характере государственной власти. Новым становится вопрос о крепостничестве и его уродливых проявлениях в жизни общества.

Под влиянием идей Просвещения и рационализма формировалась идеология «просвещенного абсолютизма». Умственное восприятие наиболее образованной частью дворянского общества идеологии Просвещения оказалось несколько механическим и поверхностным, так как сразу же эта идеология была высажена на русскую почву, без предварительного осмысления. Для ее русских сторонников она вмещалась в твердо очерченные рамки - «философ на троне», разумные законы и просвещение общества (точнее в разумных пределах). Представители консервативной мысли ( А.П. Сумароков, М.М. Щербатов и др.) считали возможным переделать на этих началах общественную жизнь.

Более радикально дух Просвещения восприняли те дворянские деятели, которые составили дворянско-либеральную оппозицию абсолютизму. Ими был поставлен вопрос об ограничении и даже отмене крепостного права. Цивилизаторскую, просветительную функцию они отводили не государству, а лучшим представителям «первого сословия» (т.е. дворянству). К этому направлению относились Н.И. Новиков, депутаты Уложенной комиссии А.Я. Поленов и Я.П. Козельский, в литературе - Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин (в его творчестве впервые прозвучали тираноборческие, антимонархические мотивы), отдал дань либеральному просветительству и А.Н. Ради


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: