Методические рекомендации

Представленная тема служит задаче обучения студентов навыкам работы с историческим источником. В работе над темой сочетаются различные методы организации учебной работы. Так, по первому вопросу применяется форма семинара-репетиториума, что требует от студентов изучения литературы, подготовки к ответам на вопросы преподавателя.

Примерный план вопросов для подготовки:

1. Сколько редакций «Русской правды», (далее РП).

2. Какие, перечислите.

3. Перечислите название и время возникновения редакций РП.

4. Назовите источники, легшие в основу РП.

5. Кто и когда обнаружил Краткую редакцию РП.

6. Кто и когда её впервые опубликовал

7. Кто и когда обнаружил, опубликовал Пространную редакцию РП.

8. Кто и когда обнаружил, опубликовал Сокращенную редакцию РП.

Для подготовки используйте рекомендуемую литературу, а также

материал Приложения №3.

Второй вопрос семинарского занятия посвящен юридическому анализу первых 11 статей Краткой редакции Русской Правды. На семинарском занятии анализ осуществляется по тесту Приложения № 1 (адаптированный для современной русской речи), однако в случае необходимости и лучшего понимания смысла возможно использование перевода текста (Приложение № 2).

Задача студентов заключается не в пересказе, а в изложении правового содержания разбираемых статей. Анализ статей осуществляется по следующим параметрам:

1. Состав преступления.

2. Наказание.

3. Способ установления вины.

Текст анализа должен начинаться с формулы:

Статья № … устанавливает ответственность за …. (состав преступления), в виде … (наказание), способ установления вины следующий ……

Например, при анализе статьи 2, правовые отношения в ней установленные, можно обозначить следующим образом:

Статья №2 устанавливает ответственность за нанесение телесных повреждений, в виде кровной мести со стороны потерпевшего; в случае невозможности отомстить, с преступника в пользу истца взимается 3 гривны штрафа за моральный ущерб и плата лекарю за физический; способ установления вины: видимые следы телесных повреждений, наличие свидетеля, в случае отсутствия (упомянутых доказательств (следы или свидетель) – делу конец.

По аналогичной схеме осуществляется анализ всех статей (1 - 11), причем базовыми для установления типичных составов преступления, наказаний и способов установления вины являются первые 3 статьи, подробный разбор которых предусматривает, помимо уже названного определения (состава преступления, наказаний и способов установления вины), ответы на вопросы:

- разбор составляющих наказания (компенсация потерпевшему, репрессия против преступника)

- проблема целеполагания правовых норм (установите иерархию целей).

На базе правового анализа первых трех статей студенты определяют правовые нормы установленные статьями с 4 по 11. Причем необходимо выстроить их в последовательности, по составу преступления: от более тяжких к менее тяжким. Важно определить критерий оценки, необходимо также сгруппировать сходные. Следует учесть характер законодательного памятника, естественные для начального этапа правотворчества повторы и неточность определений.

Наконец, для выработки навыков понимания и применения правовых норм, студенты будут решать практические задания ситуативно воспроизводящие обстоятельства правонарушения.

Третий вопрос семинарского занятия направлен на выработку у студентов навыков текстологического анализа, заключающихся в способности извлечения информации о состоянии и развития древнерусского общества, опираясь на текст Краткой редакции (Статьи с 1 по 43).

Эта работа требует предварительного ознакомления с текстом документа, но с иными, чем в юридическом анализе целями. Студент должен, опираясь на текст и со ссылкой на конкретную статью, сообщить сведения о хозяйственной деятельности древнерусского населения (земледелие, скотоводство, ремесло и т.д.), о составе, социальных взаимодействиях и социальной группировке общества, видах власти и формах ее организации. Например, говоря о земледелии, необходимо упомянуть со ссылкой на конкретную статью продукты земледелия (упомянуты в статьях №…), способах обработки и орудиях земледелия (статьи №…), рабочем скоте (статьи №…).

При анализе общественных отношений надо установить социальную группировку населения, принадлежность каждой правовой, профессиональной и т.д. категорий населения (перечислить все) к свободному или зависимому разряду, дать обобщающую характеристику правового статуса свободных и зависимых людей.

Анализ государственного строя состоит в установлении видов властей, действовавших в древнерусском государстве и формах их проявления. Т.о необходимо говорить отдельно об организации, формах проявления и персональном наполнении отдельно законодательной власти. Организации, составе и уровнях судебной власти. Отдельно следует говорить о разных формах организации и служебного наполнения разнообразных форм исполнительной власти, разделенной уже тогда по функциям на власть административно-управленческую, военную, фискальную, полицейскую и т.д. Весь анализ строится на толковании и отсылке к конкретным статьям Краткой редакции Русской Правды.

Для проверки уровня освоения темы студент может выполнить тестовые задания по данной теме.

Приложение № 1

Правда рускаа

[Ст. 1] Убиеть мужь мужа, то мьстить брату брата, любо сынови отца, любо отцю сына, любо братучада, любо сестриню сынови; аще не будеть, кто мьстя, то 40 гривенъ за голову; аще ли будеть русинъ или гридЪнь, любо купцЪ любо ябетник, любо мечьникъ, аще ли изъгои будеть, любо словенинъ, то 40 гривенъ положити за нь.

[Ст. 2] Или будеть кровавъ или синь надражень, то не искати ему видока человЪку тому; аще не будеть на немъ знамениа никоего же, то ли приидеть видокъ, аще ли не можеть, ино ту тому конець; аще ли себе не можеть мьстити, то взяти ему за обиду 3 гривнЪ, а лЪтцю мьзда.

[Ст. 3] Аще ли кто кого ударить батогом, любо жердью, или пястью, или чашею, или рогомъ или тылеснию, то 12 гривнЪ; аще сего не постигнуть, то платити ему, то ту тому конець.

[Ст. 4] Аще утнеть мечемъ, а не вынезъ его, любо рукоять ю, то 12 гривнЪ за обиду.

[Ст. 5] Аще ли утнеть руку, и отпадеть рука любо усохнеть, то 40 гривны, аще ли будеть нога цЪла.

[Ст. 6] Или начнеть храмати, тогда чада смирять.

[Ст. 7] Аще ли персть утнеть кои любо, 3 гривны за обиду.

[Ст. 8] А въ усЪ 12 гривнЪ, а въ бородЪ 12 гр и внЪ.

[Ст. 9] Аще кто вынезъ мечь, а не тнеть, то гривну положить. [358]

[Ст. 10] Аще ли ринеть мужь мужа любо от себе, любо к собе, 3 гривнъ, а видока два выведеть; аще будеть варягъ любо колбягь, то на роту.

[Ст. 11] Или челядинъ съкрыеться любо у варяга, любо у колбяга, а его за три дни не выведуть, а познаеть и въ третий день, то изимати ему свои челядинъ, а три гривнЪ за обиду.

[Ст. 12] Аще кто поедеть на чюжемь конъ, не прошавъ его, то положити 3 гривны.

[Ст. 13] Аще поиметь кто чюжь конь, любо оружье или портъ, а познаеть въ своемъ миру, то взяти ему свое, 3 гривны за обиду.

[Ст 14] Аще познаеть кто, не емлеть его, то не рци ему: мое, но рци ему тако: пойди на свод, кдЪ еси взялъ: или не поидеть, то поручника за 5 днии.

[Ст. 15] Аще гдЪ взыщеть на друзЪ проче, а онъ ся запирати начьнеть, то ити ему на изводъ пред 12 мужа, да аще буде ть обидя не вдалъ достойно ему свои скот, а за обиду 3 гривнъ.

[Ст. 16] Аще кто челядинъ пояти хощеть познавъ свои, то ко оному вести и, у кого то будеть купилъ; а той ся ведеть къ другому даже и доидеть до третьяго, то рци третьему: въдаи ты мнЪ свои челядинъ, а ты своего скота ищи при видо цЪ.

[Ст. 17] Или холопъ ударить свободна мужа, а убЪжить в хоромъ, а господинь начнеть не дати его, то холопа пояти, да платить за нь господинъ его 12 гривнЪ, а за т ы мъ, гдЪ его налЪзуть удареныи той мужь, да биють его.

[Ст. 18] А иже изломить копие ли -щит или- портъ, а начнеть хотъти его держати у себе, то прияти скота у него; а иже есть изломилъ, аще ли начнеть примЪтати, то скотом ему заплатите, колко далъ будеть на немъ. [359]

[Заголовок] Правда уставлена руськои земли, егда ся совокупилъ Изяславъ, Всеволод, Святославъ, Коснячько Перенъгъ, Микифор Кыянинъ, Чюдинъ Микула.

[Ст. 19] Аще убиють огнищанина въ обиду, то платити за нь 80 гривенъ убиици, а людемъ не надобЪ; а въ ездовомъ княжь 80 гривенъ.

[Ст. 20] 66-А иже- убиють огнищанина в разбои, а убийца не ыщуть, то вирное платите, в ней же върнъи голова начнеть лежати.

[Ст. 21] 71-А иже- убиють огнищанина у кл Ъ те, или у коня, или у говяда, или у коровьи татбЪ, то убити вь пса мЪсто; а той же поконъ и тивуницю.

[Ст. 22] А во княжи тивунЪ 80 гривенъ.

[Ст. 23] А конюхъ старыи у стада - 80 гривенъ, яко уставилъ Изяславъ въ своемъ конюсЪ, его же убилЪ Дорогобудьци.

[Ст. 24] А в сельскомъ старостЪкняжи и в ратаинЪмъ 12 гр и внЪ.

[Ст. 25] А в рядовницЪ княжи 5 гривенъ.

[Ст. 26] А въ смердЪ и в холопЪ 5 гривенъ.

[Ст. 27] Аще роба кормилица или кормиличиць, 12 гривнЪ.

[Ст. 28] А за княжь конь, иже с пятномъ 3 гривны, а за смердии 2 гривнЪ, за кобылу 60 рЪзанъ, а за волъ гривну, а за корову 40 рЪзанъ, а третьякъ 15 кунъ, а за лоньщину полъ гривнЪ, а за теля 5 рЪзанъ, за яря ногата, за баран ногата.

[Ст. 29] Аще уведеть чюжь холопъ или робу, платит и ему за обиду 12 гривнъ.

[Ст. 30] Аще ли приидеть кровавъ мужь или синь, то не искати ему послух. [360]

[Ст. 31] Аще ли- крадеть конь, или волы, или клЪть да аще будеть един кралъ, то 3 гривны и 30 рЪзанъ платити ему; или ихъ будеть и 10, то по 3 гривънЪ и по 30 рЪзанъ платити мужеви.

[Ст. 32] А въ княжи бортЪ 3 гривны или пожьгуть или издеруть.

[Ст. 33] Или смердъ умучать, а безъ княжа слова, за обиду 3 гривны; а въ огнищанинЪ и в тиун иц Ъ и в мечницЪ 12 гривнЪ.

[Ст. 34] Аще кто межю переореть любо перетесъ, то за обиду 12 гривнЪ.

[Ст. 35] 110-Аще ли- лодью украдеть, то за лодью платити) 30 рЪзанъ, а продажи 60 рЪзанъ.

[Ст. 36] А в голуби и в куряти 9 кунъ, а въ утки, и въ гуси и в жеравЪ, и в лебедЪ) 30 рЪзанъ; а продажи 60 рЪзанъ.

[Ст. 37] Аще украдуть чюжь песъ, или ястребъ, или соколъ, то за обиду 3 гривнЪ.

[Ст. 38] Аще ли убиють татя на своемъ дворЪ, или у клЪти, или у хлЪва, то той убить и есть; аще ли держать его до свЪта-, то вести его на княжь дворъ; оже ли убиють его, а люди будутъ видЪли связана, то платити в немъ.

[Ст. 39] А хто сЪно крадеть, то 9 кунъ, а в дровЪх 9 кунъ.

[Ст. 40] Аже украдут овцю любо козу или свинью, а ихъ будеть 10 одину овцю укралЪ, да положать по 60 рЪзанъ продажи; а кто изималъ, тому 10 рЪзанъ. [361]

[Ст. 41] А от гривнъ мечьнику куна, а в десятину 15 кунъ, а князю 3 гривнЪ; а от 12 гривну емъцю 70 кунъ, а в десятину 2 грывнъ, а князю 10 гривенъ.

[Ст. 42] А се поконъ вирный: вирнику взяти 7 вЪдоръ солоду на недЪлю, тоже овенъ или полоть или двЪ ногатЪ; а въ среду рЪзану, въже сыры, а в пятницю тако же; а хлЪба по колку могуть изъясти, и пшена; а куръ по двое на день; кони 4 поставити и cymu имъ на ротъ, колко могуть зобати; а вирнику 8 гривенъ и 10 рЪзанъ и 12 вЪверици, а переди гривна; или ся пригоды в говЪние рыбами, то взяти за рыбы 7 рЪзанъ; то всЪх кунъ 15 кунъ на недЪлю, а борошна колко могуть изъясти; до недЪли же виру сберуть вирници; то ти урокъ Ярославль.

[Ст. 43] А се урокъ мостъником: аще помостивше мость, взяти от дЪла ногата, а от городници ногата; аще ли будеть ветхаго моста потвердити нЪколико доскъ, или 3, или 4, или 5, то тое же.

Перевод текста: Приложение №2

   
 
РУССКАЯ ПРАВДА В КРАТКОЙ РЕДАКЦИИ 1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого. Если убитый – русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или Словении, то 40 гривен уплатить за него. 2. Если кто будет избит до крови или до синяков, то ему не надо искать свидетеля, если же не будет на нем никаких следов (побоев), то пусть приведет свидетеля, а если он не может (привести свидетеля), то делу конец. Если (потерпевший) не может отомстить за себя, то пусть возьмет с виновного за обиду 3 гривны, и плату лекарю. 3. Если кто кого-либо ударит палкой, жердью, ладонью, чашей, рогом или тылом оружия, платить 12 гривен. Если потерпевший не настигнет того (обидчика), то платить, и этим дело кончается. 4. Если ударить мечом, не вынув его из ножен, или рукоятью меча, то 12 гривен за обиду. 5. Если же ударит по руке, и отпадет рука, или отсохнет, то 40 гривен, а если (ударит по ноге), а нога останется цела, но начнет хромать, тоща мстят дети (потерпевшего). 6. Если кто отсечет какой-либо палец, то платит 3 гривны за обиду. 7. А за усы 12 гривен, за бороду 12 гривен. 8. Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну. 9. Если пихнет муж мужа от себя или к себе – 3 гривны, - если на суд приведет двух свидетелей. А если это будет варяг или колбяг, то вдет к присяге. 10. Если холоп бежит и скроется у варяга или у колбяга, а они его в течение трех дней не выведут, а обнаружат на третий день, то господину отобрать своего холопа, а 3 гривны за обиду. 11. Если кто поедет на чужом коне без спросу, то уплатить 3 гривны. 12. Если кто возмет чужого коня, оружие или одежду, а владелец опознает пропавшего в своей общине, то ему взять свое, а 3 гривны за обиду. 13. Если кто опознает у кого-либо (свою пропавшую вещь), то ее не берет, не говори ему – это мое, но скажи ему так: пойди на свод, где ты ее взял. Если тот не пойдет, то пусть (представит) поручителя в течение 5 дней. 14. Если кто будет взыскивать с другого деньги, а тот станет отказываться, то идти ему на суд 12 человек. И если он, обманывая, не отдавал, то истцу можно (взять) свои деньги, а за обиду 3 гривны. 15. Если кто, опознав холопа, захочет его взять, то господину холопа вести к тому, у кого холоп был куплен, а тот пусть ведет к другому продавцу, и когда дойдет до третьего, то скажи третьему: отдай мне своего холопа, а ты ищи своих денег при свидетеле. 16. Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромы своего господина и тот начнет его не выдавать, то холопа взять и господин платит за него 12 гривен, а затем, где холопа застанет тот ударенный человек, пусть бьет его. 17. А если кто сломает копье, щит или испортит одежду, и испортивший захочет удержать у себя, то взять с него деньгами; а если тот, кто испортил, начнет настаивать (на возвращении испорченной вещи), платить деньгами, сколько стоит вещь. Правда, уставленная для Русской земли, когда собрались князья Изяслав, Всеволод, Святослав и мужи их Коснячко, Перенег, Никифор Киевлянин, Чудин, Микула. 18. Если убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен, а люди не платят; а за княжеского подъездного 80 гривен. 19. А если убьют огнищанина по-разбойничьи, а убийцу люди не ищут, то виру платит та вервь, где найден убитый. 20. Если убьют огнищанина у клети, у коня, или у стада, или во время крахи коровы, то убить его, как пса; тот же закон и для тиуна. 21. А за княжеского тиуна 80 гривен, а за старшего конюха при стаде также 80 гривен, как постановил Изяслав, когда дорогобужцы убили его конюха. 22. За княжеского сельского старосту или за полевого старосту платить 12 гривен, а за княжеского рядовича 5 гривен. 23. А за убитого смерда или холопа 5 гривен. 24. Если убита рабыня-кормилица или кормилец, то 12 гривен. 25. А за княжеского коня, если тот с пятном, 3 гривны, а за коня смерда 2 гривны. 26. За кобылу 60 резан, за вола гривну, за корову 40 резан, за трехлетнюю корову 15 кун, за годовалую полгривны, за теленка 5 резан, за ягненка ногата, за барана ногата. 27. А если уведет чужого раба или рабыню, то он платит за обиду 12 гривен. 28. Если придет муж в крови или в синяках, то ему не надо искать свидетеля. 46 29. А кто украдет коня или вола, или обкрадет клеть, если он был один, то он платит гривну и 30 резан; если же их было и 10, то каждый из них платит по 3 гривны и по 30 резан. 30. А за княжескую борть 3 гривны, если выжгут или разломают. 31. За истязание смерда, без княжеского повеления, за обиду 3 гривны. 32. А за огнищанина, тиуна или мечника 12 гривен. 33. А кто распашет полевую межу или испортит межевой знак, то за обиду 12 гривен. 34. А кто украдет ладью, то за ладью платить 30 резан (владельцу) и 60 резан продажи. 35. А за голубя и курицу 9 кун. 36. А за утку, гуся, журавля и за лебедя платить 30 резан, а 60 резан продажи. 37. А если украдут чужого пса, или ястреба, или сокола, то за обиду 3 гривны. 38. Если убьют вора на своем дворе, или у клети, или у хлева, то тот убит, если же вора додержат до рассвета, то привести его на княжеский двор, а если его убьют, а люди видели вора связанным, то платить да него. 39. Если украдут сено, то платить 9 кун, а за дрова 9 кун. 40. Если украдут овцу, или козу, или свинью, а 10 воров одну овцу украли, пусть каждый уплатит по 60 резан продажи. 41. А тот, кто схватил вора, получает 10 резан, от 3 гривен мечнику 15 кун, за десятину 15 кун, а князю 3 гривны. А из 12 гривен поймавшему вора 70 кун, а в десятину 2 гривны, а князю 10 гривен. 42. А вот вирный устав: вирнику взять на неделю 7 ведер солоду, также баpaна или полтуши мяса, или 2 ногаты, а в среду резану за три сыра, в пятницу так. Же; а хлеба и пшена, сколько смогут съесть, а кур по две на день. А 4 коня поставить и давать им корма сколько смогут съесть. А вирнику взять 60 гривен и 10 резан и 12 вевериц, а сперва гривну. А если случится пост – давать вирнику рыбу, и взять ему за рыбу 7 резан. Всех тех денег 15 кун за неделю, а муки давать сколько смогут съесть, пока вирники соберут виры. Вот тебе устав Ярослава. 43. А вот устав мостникам: если замостят мост, то брать за работу ногату, а от каждого устоя моста по ногате; если же ветхий мост починить несколькими дочками, 3-мя, 4-мя или 5-ю, то также. (Тихомиров М.Н. Пособие по изучению Русской Правды М., 1953. С. 75-86.)

Приложение № 3

М.Н.Тихомиров
СПИСКИ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ РЕДАКЦИЙ РУССКОЙ ПРАВДЫ

Как видим, под названием «Русская Правда» понимаются триразличных памятника, которые могут быть названы «Краткой»,«Пространной» и«Сокращенной» Правдой. Происхождение этихпамятников было различно, различна была их судьба, и по-разномуони повлияли на другие юридические памятники древней Руси. Большинство историков согласно с тем, что Краткая Правда повремени своего происхождения предшествует Пространной, не говоряуже о Сокращенной, которую большинство исследователей относит кпозднему времени. Выше уже указывалось, что Краткая Правда сохранилась всоставе Новгородской первой летописи младшего извода – такназывают Новгородскую летопись, возникшую на основе более древнихматериалов в первой половине XV в. В ней мы находим под 1016 г.известие о том, что Ярослав, вернувшись после победы надСвятополком в Новгород, одарил новгородцев деньгами «и отпусти ихвсех домовъ, и давъ имъ правду, и уставъ списавъ, тако рекши имъ:по сей грамоте ходите; яко же списах вамъ, такоже держите. А сеесть правда руская»2. После этих слов помещен текст РусскойПравды, По своему составу Краткая Правда явно делится по крайнеймере на две части: первая может быть названа Правдой Ярослава,вторая – Правдой Ярославичей. При разборе терминологическихособенностей обеих частей Краткой Правды между терминологиейПравды Ярослава и Правды Ярославичей обнаруживается большоеразличие. Это является прямым указанием на то, что обе частиКраткой Правды были составлены в разное время и в разных местах. В Правду Ярослава входят первые статьи Краткой Правды, отначала памятника до слов: «Правда оуставлена Роуськои земли». Следовательно, надо считать, что Правда Ярослававозникла позднее договоров Руси с греками. По своей терминологииПравда Ярослава близко подходит к договору Новгорода с немцамиконца XII в. (около 1195 г.). В нем мы найдем такие безличныетермины, как «муж», отсутствие ссылок на княжескую юрисдикцию,кроме введения и заключения, и т. д. Эта часть Краткой Правды может быть названа «Древнейшей Правдой». Вторая часть Краткой Правды представляет собой, особыйпамятник, который принято называть «Правдой Ярославичей». Вдействительности Правда Ярославичей не представляет собой единого 21памятника. В ней можно различать по крайней мере три части:собственно Правду Ярославичей. дополнительные статьи к ней, поконвирный. Первая часть, которую и следует, собственно, называтьПравдой Ярославичей, начинается со слов: «Правда оуставленаРоуськои земли, егда ся съвокоупилъ Изяслав, Всеволодъ,Святославъ Коснячко, Перенегъ, Микыфоръ Кыянин, Чюдинъ, Микула».Правда Ярославичей может быть более или менее точно датирована.Съезд Ярославичей мог состояться только между 1054 и 1073 гг.,так как в 1054 г. умер Ярослав, а в 1073 г. Святослав выгнал изКиева старшего брата Изяслава, и после этого Ярославичи вместеуже никогда не собирались. За это время наше внимание обращаетодна дата – 1072 г., когда, по словам летописи, Ярославичи«совокупишася» в Вышгороде для перенесения мощей Бориса и Глеба.Слово «совокупишася» в памятниках XI – XIII вв. часто обозначаеткняжеский съезд. Так, в Поучении Владимира Мономаха говорится овстрече с Ярополком Изяславичем: «на ту зиму идохом къ Ярополкусовокуплятися на Броды, и любовь велику створихом». Любопытный материал дает анализ имен, упомянутых в заголовкеПравды Ярославичей. Упомянутый первым Коснячко был в 1068 г.киевским воеводой при Изяславе. Микыфор Кыянин (т.е. киевлянин)упоминается в летописи вместе с двором Чудина под 945 г О Чудинелетопись упоминает как о лице, державшем Вышгород от имени князяв 1072 г. при съезде Ярославичей («и бе тогда держа ВышегородъЧюдинъ», см. ПВЛ, стр. 121). Наконец, некий Микула упомянут всказании о перенесении мощей Бориса и Глеба в Вышгород какстарейшина «огородников». Таким образом, в Правде Ярославичейперечислены действительные участники событий второй половиныXI в. Возникновение Правды Ярославичей, по-видимому,следует отнести к 1072 г. Она была составлена в Вышгороде, на чтоуказывает участие в ее составлении Чудина и Микулы, связанных сВышгородом. Дополнительные статьи Русской Правды, видимо, не имеютнепосредственного отношения к Правде Ярославичей, а приписаныпозже, начиная со слов: «а оже уведеть чюжь холопъ любо робоу».На более позднее происхождение этих статей указывает повторениедвух статей Правды Ярослава (о уводе холопа, о кровавом муже), атакже денежный счет, существенно отличающийся от такого же счетав Правде Ярославичей. В конце дополнительных статей помещен покон вирный и уставмостникам. Позднейшие новгородские грамоты XIV– XV вв. повторяютотдельные термины покона вирнаго. В конце Краткой Правды находится так называемый «урокмостников». По мнению А.И.Соболевского и Н.А.Стратонова, в немговорится о постройке и починке моста. Вероятнее, однако, что внем мы имеем «урок», т.е. табель об оплате за починку городскихмостовых. В древнерусских городах улицы покрывались деревяннымимостовыми, несколько слоев которых открыто в Новгороде. Местом возникновения Краткой Правды некоторые исследователи(Б.Д.Греков, С.В.Юшков и др.) считают Киев, другие(М.Н.Тихомиров) – Великий Новгород. Между тем, Краткая Правда, за исключением Правды Ярославичей, особенно близка по своей терминологии к соответствующим новгородским памятникам. Поэтому предположение о новгородском происхождении Краткой Правды является пока наиболее вероятным. Краткая Правда имела в Новгороде значение официальногоюридического памятника, по крайней мере, в таком качестве онабыла включена в состав Новгородской 1-й летописи младшего изводанаряду с другими новгородскими юридическими документами: уставомВсеволода о церковных судах, уставом Ярослава о мостах,рукописанием князя Всеволода и др.3 Таким образом, Русская Правдав Новгороде в XV в. рассматривалась как новгородский памятник,наряду с другими статьями чисто новгородского происхождения. 3 23 Еще более сложным является вопрос о составе и происхожденииПространной Русской Правды. В рукописях Пространная Правдаразделена на две части: первая часть начинается заголовком «СудЯрославль Володимеричь. Правда Русьская», вторая – новымкиноварным заглавием «Устав Володимерь ВсеволодичаОдним из источников Пространной Правды являлась Краткая Правда,из которой в переделанном или дословном виде были заимствованынекоторые статьи. Кроме Краткой Правды, составители Пространной Правдыиспользовали Устав Владимира Мономаха. В него входилипостановления о взимании процентов и о закупах, что было связанос восстанием 1113 г. в Киеве. Третьим источником Пространной Правды в своем исследованиия считал протограф Сокращенной Правды. Главным доводом в пользуэтого мнения можно привести то обстоятельство, что текст 24Пространной Правды складывается из трех источников, взаимноисключающих друг друга (Краткой Правды,Устава Владимира Мономаха,Сокращенной Правды). Серьезная критика моих построений заставляетменя оставить свое предположение только в качестве рабочейгипотезы. В.И.Сергеевич и многие другие историки относят ПространнуюПравду к началу XII в.. так как она говорит о Владимире Мономахеи о смерти Святополка. Но Правда не могла возникнуть раньше1125 г., так как она говорит о Владимире Мономахе в третьем лице. Большинство исследователей считают Сокращенную Правдупамятником очень поздним, и притом простым сокращением одного изтекстов пространной редакции. Однако, есть мнение, чтоСокращенная Правда в современном своем виде относится примерно кXIV–XV вв., но в своей основе имеет памятник более раннегопроисхождения, повлиявший на создание Пространной Правды.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: