Думы” К.Ф.Рылеева как художественное единство

Наиболее полно своеобразие декабристской поэзии проявилось в творчестве Кондратия Фёдоровича Рылеева (1795-1826). Он создал “поэзию действенную, поэзию высочайшего накала, героического пафоса. Изображению различных (высоких и низких) образцов национального характера посвящены “Думы” Рылеева. Жанр думы самим Рылеевым объяснялся как “элегии о героях”, которые пелись в память о них у древних славян. Правда, в предисловии к “Думам” (они вышли отдельной книгой в 1825 г.), Рылеев указал на то, что идею жанра он воспринял у польского поэта Немцевича. Однако в отличие от “Исторических спевов” Немцевича, к которым были приложены ноты, Рылеев создал произведения не для пения, а для чтения. Тем не менее в критике разгорелся спор о природе жанра думы; в ходе дискуссии высказывалось мнение о синтезе элегии и героиды в думе (Ф.Булгарин), но затем были обнаружены более реальные жанровые источники — стихотворная трагедия XVIII века и жанр исторической элегии, созданный в начале XIX века К.Н.Батюшковым. Жанр думы совмещает элегическую лиричность, пейзажи романтической элегии (вечер или ночь, тёмные тучи, блеск луны, вой ветра, молнии и т.п.) и бурные катастрофические страсти героев трагедий.

Такая жанровая форма позволила Рылееву изобразить яркие характеры национальных героев, причем и положительные образцы — например, Димитрий Донской, Борис Годунов и др., и отрицательные — например, Святополк Окаянный. А.С.Пушкин высказал критические замечания по поводу того, что все герои говорят одинаковым языком. Верно подмеченную особенность стиля рылеевских “Дум” объяснить можно тем, что декабристы (в том числе и Рылеев) имели собственное понимание историзма — для них сущность народа всегда остаётся неизменной, поэтому Рылеев не заботится о раскрытии индивидуальных черт своих героев, унифицирует их, создавая обобщённый образ русского человека. Таким образом, “Думы”, несмотря на разнообразие изображённых в них лиц, объединены в художественное целое образом единого героя.

Издавая в 1825 году сборник “Думы”, Рылеев в предисловии указал, что они предназначались для простого народа, а целью автора было “пролить в народ наш хоть каплю света”. Таким способом Рылеев пытался пробудить национальное чувство в холодных душах нового “племени славян”. “Думы” Рылеева находятся на магистральном пути развития русской литературы: от стихотворных трагедий XVIII века и исторических элегий К.Н.Батюшкова до “маленьких трагедий” А.С.Пушкина и далее к эпическим произведениям русской литературы XIX века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: