Классицизм, принципы изображения действительности

Рассвет классицизма в России приходится на 1730-1750 гг. Важным литературным событием стали напечатанные в 1748 году А.П.Сумароковым две стихотворные эпистолы – «О русском языке» и «О стихотворстве», в которых Сумароков выступал как теоретик классицизма. В первой он, поддерживая Ломоносова, говорит о необходимости обогащать литературный язык за счет не устаревших церковнославянизмов и избегать иностранных заимствований. В «Эпистоле о стихотворстве» (1747 г.) Сумароков утверждает равноправие всех жанров. Впоследствии эти эпистолы были переработаны в одну – «Наставление хотящим быти писателями» (1774 г.). Многие тезисы Сумароков заимствовал из «Искусства поэзии» Буало (французский манифест классицизма, 1674 г.), доработав их и приспособив к особенностям русской литературы (например, признает класс смешных героических поэм). Некоторые тезисы классицизма:

- Не употреблять «низменные» слова.

- Произведение – искусство образца и идеала, должно назидать, поучать, нести идею

- Не смешивать элементы разных жанров

- Античное искусство - авторитетная классика

Признаки классицизма – четкость, образованность, отточенность, отделка мысли. - Культ, господство разума как высшего критерия истины и красоты, подчинение личных интересов высоким идеям гражданского долга, государственным законам. Философской основой классицизма стал рационализм. Обличение с позиций государственности и просветительства невежества, эгоизма, деспотизма феодальных порядков; прославление монархии, разумно управляющей народом, заботящейся о просвещении; утверждение человеческого достоинства, гражданского и морального долга. Персонажи делились строго на положительных и отрицательных. Герои изображались статично, без эволюции характеров. «Говорящие» фамилии персонажей (Скотинин, Правдин

Классицизм ставил перед художником задачу привносить гармонию («подражать природе») в изображение действительности, превращая природу в «прекрасную природу». «Подражание природе», правдоподобие — другое название для вещей, какими они должны быть согласно разуму.

Так же классицисты создали свою жанровую теорию, разделив жанры на высшие (стихотворные жанры: эпопея, героическая поэма, ода, трагедия) и низшие (проза).

Ещё одной главной особенностью классицизма в драматическом искусстве было соблюдение трех единств (места, времени и действия), драматическое произведение должно состоять из 5 действий.

Знаменитыми русскими классицистами являются Фонвизин («Недоросль»,»Бригадир»), Княжин («Хвасиун»), Капнист («Ябеда»), Сумароков («Дмитрий Самозванец»),Кантемир, Державин и Ломоносов.

4. Что означает имя Митрофан с греч, назовите учителей Митрофанушки.

Все имена героев комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» говорящие. Так, например, греческое имя Метрофан обозначает «матерью явленный», «проявление матери», "матерью данный", "материн дар" или «подобный своей матери».

Митрофанушку обучают трое учителей.

Отставной сержант Цыфиркин (учитель арифметики)— человек, имеющий ряд хороших качеств. Он трудолюбив: «праздно жить не люблю»,— говорит он. В городе он помогает приказным «то счётец проверить, то итоги подвести», а «на досуге ребят обучает».

В другом освещении дан Фонвизиным учитель русского и церковнославянского языков Кутейкин. Это недоучившийся семинарист, вышедший из первых классов духовной семинарии, «убояся бездны премудрости». Но он не лишен хитрости. Читая с Митрофаном часослов, он не без умысла выбирает текст: «Аз же семь червь, а не человек, поношение человеков», да ещё растолковывает слово червь — «сиречь (т. е.) животина, скот». Как и Цыфиркин, он сочувствует Еремеевне. Но Кутейкин резко отличается от Цыфиркина своей жадностью к деньгам. В языке Кутейкина сильно подчёркнуты церковнославянизмы,- вынесенные им из духовной среды и духовной школы.

В сатирическом свете выведен в комедии немец Вральман, учитель- проходимец «по-французски и всем наукам», человек с лакейской душой, бывший кучер Стародума. Лишившись места вследствие отъезда Стародума в Сибирь, он пошёл в учителя, так как не мог найти себе места кучера. Естественно, что такой невежественный «учитель» ничему не мог научить своего ученика. Он и не учил, потакая лени Митрофана и пользуясь полным невежеством Простаковой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: