Введение в институциональный анализ

Институт – это созданная человеком система правил и норм поведения, организующая взаимоотношения людей.

Само понятие «институционализм» произошло от латинского слова institutuo (институт или институция), которое означает образ действия, обычай, указание, традиция.

Институты определяют рамки поведения, гармонизируют отношения между индивидами, их группами и обществом в целом. Институты способствуют разрешению противоречий между субъектами и достижению согласия в обществе. Изучение институтов и их влияния на деятельность людей – основная задача институциональной экономики, предмет ее исследования.

Институты как система, определяющая взаимоотношения индивидов, выполняют следующие методологические функции:

1) организующая – институты снижают неопределенность во взаимоотношениях, позволяют достигнуть единства и согласия во взглядах, способствуют преодолению конфликтов и оппортунизма в поведении партнеров;

2) ограничительная институты ограничивают деятельность людей, устанавливая формальные (закон, кодекс, правила) и неформальные (традиция, обычай, социальная норма) рамки, за нарушение которых предусматривается система наказаний;

3) координирующая если институты в виде законодательно закрепленных норм и правил поведения строятся на основе общепризнанных традиций и обычаев, то в обществе формируются условия, способствующие снижению трансакционных издержек, связанных с заключением рыночных сделок;

4) информационная эффективно действующие институты повышают информированность участников сделок о состоянии рынка и экономики в целом и тем самым снижают издержки на поиски информации, рационализируют деятельность индивидов;

5) регулирующая институты как носители правил и норм регулируют правовые отношения в обществе и тем самым создают атмосферу безопасности и уверенности человека в гарантированности его прав и свобод. В результате высвобождаются материальные и интеллектуальные ресурсы людей для их использования с максимальной эффективностью;

6) распределительная институты оказывают непосредственное воздействие на распределение экономических ресурсов. Так, эффективно действующие институты рыночной инфраструктуры (биржи, банки, налоговая система) не только экономят ресурсы, но и направляют их в те сферы, где они могут быть использованы с максимальным эффектом;

7) стимулирующая соблюдение законов, норм и правил во взаимоотношениях людей является гарантией и стимулом повышения эффективности деятельности, создает благоприятные предпосылки для максимализации их доходов.

Для изучения системы институтов требуется их классификация по определенным признакам. Рассмотрим основные группы институтов, выделяемые по следующим признакам:

- по способу оформления: формальные и неформальные;

- по отношению к экономике: экономические и неэкономические.

Основополагающую роль в институциональной экономике играет деление институтов на формальные и неформальные. Выше мы определили институты как правила, регулирующие взаимоотношения людей. Если эти правила закреплены в законе, то они становятся формальными институтами или нормами поведения, за нарушение которых человек несет наказание в виде административной или уголовной ответственности. К формальным институтам относятся конституции, законы, административные документы, разработанные людьми и зафиксированные в писаном праве. Если правила поведения уже сложились, поддерживаются и признаются в обществе, но зафиксированы не в законодательстве, а только в сознании людей, то они являются неформальными правилами, или неформальными институтами. За нарушение неформальных правил тоже предусматривается система наказаний, но не в форме судебной ответственности, а в виде социального осуждения – неодобрения, потери репутации, порицания.

В отличие от формальных институтов как результата субъективной законотворческой деятельности человека неформальные институты объективны. Они возникают в обществе естественным путем и закрепляются в традициях, обычаях и привычках людей. Исторически неформальные институты возникают раньше формальных: в ходе «естественного отбора» лучшие из множества традиций и обычаев постепенно закрепляются в законодательстве и приобретают силу закона, обязательного для выполнения всеми людьми. Происходит превращение неформальных институтов в формальные. Возможны и противоположные изменения, когда законы, зафиксированные в конституции, становятся нормами повседневного поведения человека. Например, люди в основной своей массе не совершают преступлений не только потому, что боятся ответственности перед законом, но в силу своих внутренних моральных убеждений считают такое поведение неприемлемым для человека.

Деление институтов на формальные и неформальные проходит через всю институциональную систему. Оно характерно для всех групп институтов, независимо от сферы действия – экономики, политики, идеологии и т.д.

К институтам микроэкономики относятся все элементы, формирующие рыночный механизм – это институты спроса, предложения, ценообразования, конкуренции. Центральное место в рыночной экономике принадлежит институту предпринимательства, а в системе потребления требуют изучения институты потребительского поведения и предпочтения покупателя. Существуют институты рыночной структуры микроэкономики. Они выделяются по конкретным видам рынков и в свою очередь классифицируются по ряду признаков. Это институт рынка товаров и услуг, институт рынка ресурсов и факторов производства, институт рынка информации и т.д. В группу рыночных институтов входят и институты инфраструктуры рынка: институт торговли, институт банков и финансовых учреждений, институт биржи, налоговые, таможенные институты и т.д.

К институтам макроуровня относятся все субъекты макроэкономики. Существуют институты фирмы, домохозяйства, государства, как субъект международного уровня развивается институт мировой системы хозяйства. Институциональный анализ институтов макроэкономики является самостоятельным направлением неоинституциональной экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: