О борьбе двух «Я»

И я борюсь, давлю в себе мерзавца
О, участь беспокойная моя!
Боюсь ошибки – может оказаться
Что я давлю не то второе «Я»
(В. Высоцкий)

Как-то ещё в советское время среди студентов тогда ещё Ленинградских ВУЗов был проведен опрос-исследование. Их, во-первых спрашивали, какого бы они хотели супруга; и вместе с тем выясняли, какие юноши (девушки) им нравятся практически. Вот в таком порядке распределились приоритеты (см.таблицы 1,2):

Таблица 1. Мнения юношей
Девушка, пользующаяся успехом Желаемая жена
  Красивая Честная, справедливая +16
  Жизнерадостная Жизнерадостная  
  Любит танцевать Трудолюбивая +7
  С чувством юмора Умеет владеть собой +11
  Смелая Энергичная +2
  Умная Любит свою работу +8
  Старается помочь другим    
  Энергичная    
    Старается помочь другим -2
  Трудолюбивая Умная -4
    С чувством юмора -7
  Волевая Волевая  
    Красивая -12
  Любит свою работу Смелая -9
  Умеет владеть собой Любит танцевать -12
  Честная, Справедливая Высокая +1
  Высокая    
Таблица 2. Мнения девушек
  Юноша, пользующийся успехом Желаемый муж
  Энергичный Трудолюбивый +13
  Жизнерадостный Честный, справедливый +11
  Красивый Умный +5
  Любит танцевать Умеет владеть собой +12
  Высокий Смелый +6
  С чувством юмора Волевой +4
  Старается помочь другим Жизнерадостный -5
  Умный Любит свою работу +5
  Честный, справедливый Старается помочь другим -2
  Волевой    
  Смелый Энергичный -10
       
  Любит свою работу    
  Трудолюбивый С чувством юмора -8
    Любит танцевать -11
  Умеет владеть собой Высокий -11
    Красивый -14

В ходе опроса не выяснялось отношение к первобытному рангу. Иначе, такое качество, как «брать от жизни своё» (да и чужое, лишь бы себе) наверняка заняло бы первое место в левых графах. Но и без этого очевидно, что левые графы отражают первобытные идеалы; правые – ценности семейной жизни. Особо следует отметить любовь к танцам. Будучи мягко говоря, малополезным в семейной жизни, умение танцевать имеет важное ритуальное значение. Танец является непременной частью брачного ритуала очень многих животных, и приматов тоже. Не танцующий не демонстрирует ритуально-брачного поведения, и с первобытных позиций как бы не половозрелый ещё. Очень показательно также, что трудолюбие и владение собой занимают последние строчки левых граф – омеги в первобытном стаде были самыми безропотными, и трудились больше всех… Легко заметить, что правые и левые являются почти зеркально-перевёрнутыми отражениями друг друга (особенно это характерно для опрошенных девушек; мужчины к женщинам относятся чуть более последовательно, что подтверждает тезис о том, что мужчины больше доверяют своему рассудку, т.е. они менее примативны).

В этой «перевёрнутости» требований рассудка и инстинкта и видится главная причина затруднений высокообразованных людей в поисках супруга. Традиционно принято считать, что проблема – в высоте требований. Сами по себе требования могут быть и не очень высоки, но они очень противоречивы – сердце хочет того, что рассудок справедливо отвергает, а пожелания рассудка не устраивают сердце. В самом деле, такие качества, как доброта, порядочность, честность, уважение других людей, тактичность, да совесть наконец, справедливо считаются признаками культурного, порядочного человека, и хорошего супруга, но вместе с тем, с первобытных позиций это всё признаки низкого ранга в иерархии!!!

В ходе этих рассуждений невольно закрадывается крамольная мысль о том, что былая практика соединения пар по усмотрению родителей не так уж и плоха, несмотря на её очевидные издержки. Конечно, в условиях нынешнего культа любви глупо ратовать за её возрождение – кроме бури протестов и шквала насмешек ни к чему не приведёт. Да я и не могу представить, как это реализовать в наше время. Но ведь дело, по сути, в следующем: родители, подбирая пару для своих детей, даже если и имеют в виду свои интересы, оценивают претендентов скорее с цивилизованных позиций, производя, таким образом, самоселекцию вида HOMO SAPIENS в направлении роста уровня культуры и цивилизованности.

Доверяясь зову инстинктов, человечество медленно дрейфует назад, в первобытное стадо,

и по-моему, некоторые признаки такого дрейфа мы уже наблюдаем. Становится немодной интеллигентность, чуткость, взаимоуважение; напротив, с экранов и страниц культивируются сила и напор, необузданность и невоздержанность в желаниях. Списывать всё это на влияние бытовой культуры некорректно. Бытовая культура – есть обобщённое отражение природной культуры всех людей. «Мыльные оперы» наиболее популярны среди немолодых людей, вся сознательная жизнь которых прошла в советское время, когда прививались совсем другие идеалы.

Ослабление вышеупомянутого отбора приводит сначала к росту примативности и среднего рангового потенциала, а затем на этой базе и к падению уровня культуры. А там глядь, Эйнштейн окажется прав – в четвёртую (если уже не в третью) мировую воевать будут дубинками…

Короче говоря:

  • Следование инстинктам (т.е. чувствам) при выборе брачного партнЁра противоречит современным идеалам моногамного брака, и не способствует селекции вида HOMO SAPIENS в направлении роста альтруистичности и культуры;
  • однако оно может способствовать росту средних физиологических показателей, наблюдаемых в частности, как акселерация.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: