Ф.И. _____________________________________________________________________________
Дата обследования _________________________________________________________________
Список А
№ ценностной ориентации | Описание ценностной ориентации |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. | |
7. | |
8. | |
9. | |
10. | |
11. | |
12. | |
13. | |
14. | |
15. | |
16. | |
17. | |
18. |
Список Б
№ ценностной ориентации | Описание ценностной ориентации |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. | |
7. | |
8. | |
9. | |
10. | |
11. | |
12. | |
13. | |
14. | |
15. | |
16. | |
17. | |
18. |
Методика «Портрет счастливого человека»
Необходимые материалы: лист А4, простой карандаш.
Методика проводится в несколько этапов. Сначала испытуемому предлагается описать не более, чем в 10 характеристиках, счастливого ребёнка. После этого испытуемому предлагается подобным же образом составить портрет взрослого. Затем испытуемого просят отметить те характеристики счастливого взрослого и счастливого ребёнка, которые он мог бы приписать себе.
Полученные портретные описания анализируются по следующим содержательным параметрам:
· Субъектные характеристики счастья представляют счастливого человека, выступающим в активной позиции, обеспечивающей достижение этого состояния. Например, «когда человек добивается, чего хотел», «когда умеет сочинять сказки, рассказы, стихи», «когда он помогает другим», «когда приносит радость родителям» и т.п.
· Объектные характеристики описывают счастливого человека в пассивной позиции, для которого переживание счастья зависит от внешних условий. Например, «когда ему разрешают делать почти всё», «у кого есть мама, папа, дедушка и бабушка», «у кого есть хорошая работа» и т.п.
· «Вещные» характеристики счастья предполагают наличие тех или иных предметов у счастливого человека. Например, «есть машина, есть магнитофон, есть велосипед, есть игрушки» и т.п.
· Используя качественно – описательные характеристики, испытуемый может определять счастливого человека как «богатого», «умного», «красивого», «сильного», «везучего» и т.п.
· Характеристики, включающие отношение окружающих. Например, «чтобы к тебе хорошо относились», «чтобы тебя замечали», «когда есть друзья, которые помогают в беде» и т.п.
· Ситуативные характеристики показывают наличие моментов, когда человек испытывает счастье. Например, «когда свадьба», «когда день рожденья», «родился ребёнок», «праздник», «подарили подарок», «поехал в лагерь», «пошёл на дискотеку» и т.п.
· Характеристики эмоциональных переживаний. Например, «улыбка», «человек радуется жизни», «радостный», «у кого хорошее настроение» и т. п.
Взято из:
Наш проблемный подросток: понять и договориться// Под ред. Л.А. Регуш, СПб: «Союз», 2001.