Диагностика межличностных взаимоотношений в команде

Фамилия____________ Имя___________ Отчество____________ Дата_________
Возраст_______________ Образование________________ Профессия_____________
     
  Актуальное «Я»                                                                  
                                                                   
                                                                   
                                                                   
                                                                             
Идеальное «Я»                                                                
                                                               
                                                               
                                                               
Ключ                                                                
                                                               
                                                               
                                                               
               
I II III IV V VI VII VIII

Часть I. Описание методики

Методика представляет собой набор лаконичных характеристик, по которым испытуемый оценивает себя – свое актуальное "Я". Это - образ собственного "Я" на момент обследования. Каждая из 128 харак­теристик имеет свой порядковый номер. В модифицированном вари­анте методики предусмотрена специальная сетка - регистрационный лист, на котором номера - от 1 до 128 - размещены по порядку таким образом, чтобы дальнейший подсчет баллов по каждому октанту при­ближался к автоматизированному. Оценивая себя по пунктам (айтемам) опросника, испытуемый должен на сетке зачеркивать крестом номера, соответствующие тем характеристикам, которые он у себя находит, оставляя незачеркнутыми остальные, отражающий отсутствующие у испытуемого свойства (см. рис. 1 и 2). При этом ему предлагается придерживаться следующей инструкции:

"Перед вами опросник, содержащий различные характеристики. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она Вашему представлению о себе. Если "да", то в специальной сетке, предназначенной для регистрации Ваших ответов, перечеркните крес­том соответствующую порядковому номеру характеристики цифру в сетке регистрационного листа. Если - "нет", то не делайте никаких пометок на регистрационном листе. Постарайтесь проявить максималь­ную внимательность и откровенность, чтобы избежать повторного об­следования [6].

Текст опросника:


1. Умеет нравиться

2. Производит впечатление на окружающих

3. Умеет распоряжаться, приказывать

4. Умеет настоять на своем

5. Обладает чувством достоинства

6. Независимый

7. Способен сам позаботиться о себе

8. Может проявить безразличие

9. Способен быть суровым

10. Строгий, но справедливый

11. Может быть искренним

12. Критичен к другим

13. Любит поплакаться

14. Часто печален

15. Способен проявлять недоверие

16. Часто разочаровывается

17. Способен быть критичным к себе

18. Способен признать свою неправоту

19. Охотно подчиняется

20. Покладистый

21. Благодарный

22. Восхищающийся и склонный к подражанию

23. Уважительный

24. Ищущий одобрения

25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи

26. Стремится ужиться с другими

27. Доброжелательный

28. Внимательный и ласковый

29. Деликатный

30. Ободряющий

31. Отзывчивый к призывам о помощи

32. Бескорыстный

33. Способен вызывать восхищение

34. Пользуется у других уважением

35. Обладает талантом руководителя

36. Любит ответственность

37. Уверен в себе

38. Самоуверен и напорист

39. Деловитый, практичный

40. Соперничающий

41. Стойкий и крутой, где надо

42. Неумолимый, но беспристрастный

43. Раздражительный

44. Открытый и прямолинейный

45. Не терпит, чтобы им командовали

46. Скептичен

47. На него трудно произвести впечатление

48. Обидчивый, щепетильный

49. Легко смущается

50. Неуверенный в себе

51. Уступчивый

52. Скромный

53. Часто прибегает к помощи других

54. Очень почитает авторитеты

55. Охотно принимает советы

56. Доверчив и стремится радовать других

57. Всегда любезен в обхождении

58. Дорожит мнением окружающих

59. Общительный и уживчивый

60. Добросердечный

61. Добрый, вселяющий уверенность

62. Нежный и мягкосердечный

63. Любит заботиться о других

64. Щедрый

65. Любит давать советы

66. Производит впечатление значительности

67. Начальственно-повелительный

68. Властный

69. Хвастливый

70. Надменный и самодовольный

71. Думает только о себе

72. Хитрый

73. Нетерпим к ошибкам других

74. Расчетливый

75. Откровенный

76. Часто недружелюбен

77. Озлоблен

78. Жалобщик

79. Ревнивый

80. Долго помнит обиды

81. Склонный к самобичеванию

82. Застенчивый

83. Безынициативный

84. Кроткий

85. Зависимый, несамостоятельный

86. Любит подчиняться

87. Предоставляет другим принимать решения

88. Легко попадает впросак

89. Легко поддается влиянию друзей

90. Готов довериться любому

91. Благорасположен ко всем без разбора

92. Всем симпатизирует

93. Прощает все

94. Переполнен чрезмерным сочувствием

95. Великодушен и терпим к недостаткам

96. Стремится помочь каждому

97. Стремящийся к успеху

98. Ожидает восхищения от каждого

99. Распоряжается другими

100. Деспотичный

101. Относится к окружающим с чувством превосходства

102. Тщеславный

103. Эгоистичный

104. Холодный, черствый

105. Язвительный, насмешливый

106. Злой, жестокий

107. Часто гневлив

108. Бесчувственный, равнодушный

109. Злопамятный

110. Проникнут духом противоречия

111. Упрямый

112. Недоверчивый и подозрительный

113. Робкий

114. Стыдливый

115. Услужливый

116. Мягкотелый

117. Почти никому не возражает

118. Навязчивый

119. Любит, чтобы его опекали

120. Чрезмерно доверчив

121. Стремится снискать расположение каждого

122. Со всеми соглашается

123. Всегда со всеми дружелюбен

124. Всех любит

125. Слишком снисходителен к окружающим

126. Старается утешить каждого

127. Заботится о других в ущерб себе

128. Портит людей чрезмерной добротой


После того, как испытуемый оценит себя и заполнит сетку регистра­ционного листа, подсчитываются баллы по 8-ми вариантам межличност­ного взаимодействия. Для этого используется "ключ", с помощью ко­торого выделяются 16 номеров, формирующих каждый из 8-ми октан­тов психограммы методики (см. рис. 1, 2). Количество перечеркнутых испытуемым номеров в каждой ячейке, выносится на таблицу коли­чественных результатов соответственно каждому октанту, отража­ющему тот или иной вариант межличностных отношений.

Варианты эти следующие (см. рис. 3):

I. Властный - лидирующий. При умеренно выраженных баллах (до 8) выявляет уверенность в себе, умение быть хорошим советчиком, наставником и организатором, свойства руководителя. При высоких показателях – нетерпимость к критике, переоценка собственных возможностей (до 12 б.), дидактический стиль высказываний, импера­тивная потребность командовать другими, черты деспотизма и догматизма (выше 12 б.).

II. Независимый - доминирующий. Выявляет стиль межличностных отношений от уверенного, независимого, соперничающего (при умеренных показателях, в пределах 8-ми баллов) до самодовольного, нapциccичecкогo, с выраженным чувством собственного превосходства над окружающими, с тенденцией иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, и занимать обособленную позицию в группе (при высоких баллах, 12-16).

III. Прямолинейный - агрессивный. В зависимости от степени выра­женности показателей этот октант выявляет искренность, непосред­ственность, прямолинейность настойчивость в достижении цели (умеренные баллы) или чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержан­ность и вспыльчивость (высокие баллы).

IV. Недоверчивый - скептический. Реалистичность базы суждений и поступков, скептицизм и неконформность (до 8 баллов) перерастает в крайне обидчивый и недоверчивый модус отношения к окружающим с выраженной склонностью к критицизму, недовольством окружающими и подозрительностью.

V. Покорно-застенчивый. Отражает такие особенности межличност­ных отношений, как скромность, застенчивость, склонность охотно брать на себя выполнение чужих обязанностей. При высоких баллах - полная покорность, повышенное чувство вины, самоунижение.

VI. Зависимый - послушный. При умеренных баллах – потребность в помощи и доверии со стороны окружающих, в их признании. При высоких показателях – сверхконформность, полная зависимость от мнения окружающих.

VII. Сотрудничающий - конвенциальный. Выявляет стиль межличност­ных отношений, свойственный лицам, стремящимся к тесному сотруд­ничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям с окружающими. Избыточность в проявлении данного стиля межличностного отношения проявляется компромиссным поведением несдержанностью в излияниях своего дружелюбия по отношению к окружающим, стремление подчеркнуть свою причастность к интересам большинства.

VIII. Ответственно-великодушный. Проявляется выраженной готовностью помогать и сочувствовать окружающим, развитым чувством ответственности. Высокие баллы выявляют мягкосердечность, сверхобязательность, гиперсоциальность установок, подчёркнутый альтруизм.

Рис. 2. Варианты межличностных взаимоотношений.

Количественные показатели по каждому из октантов - от 0 до 16 — откладываются на соответствующей номеру октанта координате, каж­дая из которых размечена дугами; расстояние между ними кратное четырем: 0,4,8,12,16. На уровне, соответствующем полученным баллам по каждому октанту, проводится дуга. Отделенная дугой, внутренняя часть октанта заштриховывается. После того, как отмечены все полученные при обследовании результаты и заштрихована внутренняя, центральная часть круга психограммы до уровня, очерченного дугами, получается некое подобие "веера". Наиболее заштрихованные октанты соответствуют преобладающему стилю межличностных отношений данного индивида. Характеристики, не выходящие за пределы 8-ми баллов, свойственны гармоничным личностям. Показатели, превышающие 8 баллов, свидетельствуют об акцентуации свойств, выявляемых данным октантом. Баллы, достигающие уровня 14-16, свидетельствуют о трудностях социальной адаптации. Низкие показатели по всем октантам (0-3 балла) могут быть результатом скрытности и неоткровенности испытуемого. Если в психограмме нет октантов, заштрихованных выше 4-х баллов, то данные сомнительны в плане их достоверности: испыту­емый не захотел оценить себя откровенно.

Первые четыре типа межличностных отношений - I, II, III и IV — характеризуются преобладанием неконформных тенденций и склон костью к дизъюнктивным (конфликтным) проявлениям (III, IV) большей независимостью мнения, упорством в отстаивании собственной точки зрения, тенденцией к лидерству и доминированию (I и II). Другие четыре октанта - V, VI, VII и VIII – представляют противоположную картину: преобладание конформных установок, конгруэнтность в контакта с окружающими (VII, VIII), неуверенность в себе, податливость мнению окружающих, склонность к компромиссам (V, VI).

Интерпретация данных ДМО в основном должна ориентироваться на преобладание одних показателей над другими, и в меньшей степе­ни - на абсолютные величины. Факторы доминантности /V/ и доброже­лательности /G/ могут ингегративно оцениваться по формуле (см. рис. 3), однако эти данные малоинформативны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Управление персоналом: Учебно-практическое пособие для студентов экономических вузов и факультетов; под ред. А.Я. Кибанова и Л.В. Ивановской. – М.: «Издательство ПРИОР», 1999.

2. Управление персоналом: Учебник для вузов/ Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2001.

3. Десслер Г. Управление персоналом. – М.: Бином, 1997.

4. Базаров Т.Ю., Малиновский П.В. Управление персоналом в условиях кризиса // Теория и практика антикризисного управления. – М.: ЮНИТИ, 1996.

5. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. – М., 1996.

6. Кабанченко Т.С. Психология управления. – М., 1996.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: