Повесть о Петре и Февронии

Митрополит не включил житие Петра и Февронии в сборник Великих Миней Четиих. Источники не называют причины этого решения. (В учебнике – не сходилось по форме и содержанию с житийным каноном).

Жанр – житие. (описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные ограничения (канон, литературный этикет), сильно отличающие его от светских биографий. Изучением житий занимается агиография.) Жития - жанр, характерный для всего средневекового периода развития литературы, - утвердились в литературе Киевской Руси в XI веке. Черты в данном произв-и, совпадающие с чертами жития:

  1. Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Пётр – благочестивый, святой; Феврония – святая, преподобная, блаженная).
  2. Любовь героев к Богу, почитание героями Библии
  3. Чудеса, которые творят герои
  4. Необычная смерть и посмертные чудеса
  5. Есть похвальное слово святым.
  6. В повести используется лексика, характерная для духовной литературы: блаженный, милостыню творя, заповеди Господние, чадолюбивые и т.д.

Большинство исследователей считают, что основной конфликт жития заключен в борьбе муромских бояр и девы Февронии. Подлинный конфликт жития - борьба Бога и дьявола за человеческую душу.

Через все вступление книжник последовательно проводит одну мысль: текст повествования нельзя воспринимать только буквально, он символичен. Мы читаем, что бесстрастие (то есть отсутствие страстей) у Господа "невозможно ни с чем сопоставить", но донести до сознания читателей эту мысль как-то нужно, поэтому мы "говорим же о солнце и дереве, поскольку они твари Божий, зиждитель же и создатель неизреченен".

Как видим, сюжет “Повести” построен на активных действиях двух противостоящих сторон, и только благодаря личным качествам героини она выходит победительницей. Ум, благородство и кротость помогают Февронии преодолеть все враждебные действия ее сильных противников.

Идеи гуманности, свойственные творчеству Е.-Е, нашли наиболее полное выражение именно в этом произведении.

В повести о Петре и Февронии Муромских прослеживается несколько главных идей. Первая - "значимость человека определяется не его социальным происхождением, а мудростью". Вторая, самая впечатляющая, но более камерная, - "настоящая любовь - главная ценность, она способна победить все трудности, даже смерть", прмер, данный Шекспиром в образах Ромео и Джульетты. Можно отметить также мысль о том, что мудрость и спокойствие должны быть основой жизни, но она тесно вплетена в первые две идеи, и вычленить ее отдельно трудно.

Герои повести – исторические лица: Петр и Февронья княжили в Муроме в начале 13 века, однако в повести историчны только имена.

Повесть, заимствуя элементы сказочного и создавая яркие запоминающиеся характеры, является не только образцом благочестивого жития русских князей, но и кладезем житейской мудрости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: