Общие концептуальные положения развития региональной экономической политики

Успешное решение задач социально-экономического развития Республики Беларусь связано с осуществлением государственной региональной экономической политики, позволяющей обеспечить дифференцированный подход к особенностям развития регионов в интересах всей страны. Переход к рыночной экономике предполагает повышение роли регионов в решении задач социального характера, ведет к расширению компетенции местных органов власти. В то же время в отдельных частях страны накопились проблемы, решение которых целесообразно как с региональной, так и с общегосударственной точки зрения.

Под экономикой региона понимается сложившаяся в нём целостная система хозяйствования, совокупность всех его экономических и социальных факторов, а также взаимосвязей между ними и аналогичными факторами в других регионах, определяющая уровень развития производительных сил и социальных процессов в регионе.

Государственная региональная экономическая политика является составной частью государственной социально-экономической политики страны и представляет собой деятельность государства по регулированию развития страны в региональном аспекте и заключается в применении высшими органами государственной власти и управления различных методов и средств воздействия на функционирование регионов.

Объектами РЭП являются административно-территориальные образования: области, г. Минск, административные районы, города, посёлки городского типа, сельские советы.

Субъектами РЭП выступают республиканские и местные органы власти и управления и местные органы самоуправления.

При выработке основных направлений РЭП необходимо учитывать ряд важнейших принципов, а именно:

децентрализации, т.е. последовательной передачи прав и обязанностей в области регулирования регионального развитии местным органам государственного управления и самоуправления, законодательном закреплении за последними стабильных источников пополнения местных бюджетов для выполнения своих функций;

приоритетности, т.е. концентрации усилий центрального и республиканских органов государственного управления на решении относительно небольшого количества проблем национального значения, но локализованных в границах отдельных регионов и требующих по объективным критериям поддержки из средств республиканского бюджета;

программного подхода, предусматривающего решение наиболее острых территориально локализованных проблем национального значения с помощью разработки ограниченного количества, но стабильно финансируемых государственных программ социально-экономического развития регионов (как правило, средне- и долгосрочных);

субсидиарности, что предполагает вмешательство правительства и республиканских органов государственного управления в решение какой-либо региональной проблемы лишь в том случае, когда она не может быть решена органами управления и самоуправления на более низком уровне;

дополнительности, который заключается в том, что основные расходы, связанные с социально-экономическим развитием регионов, как правило, осуществляются за счет средств бюджета соответствующего уровня, а необходимая помощь из республиканского бюджета рассматривается как дополнение к затратам из местных бюджетов;

дифференцированного подхода к государственному воздействию на развитие отдельных частей страны с учетом всех объективных особенностей регионов;

комплексного подхода к решению экономических, социальных, экологических и других задач развития;

превентивности, предусматривающей вмешательство государства в процессы регионального развития, по возможности до появления крупных территориальных диспропорций, в крайнем случае, - на стадии их зарождения;

перманентности государственного воздействия на региональное развитие, основанного на постоянном, непрерывном и всестороннем отслеживании (мониторинге) социально-экономических, демографических, экологических и иных процессов, происходящих в разных частях страны;

гибкости политики, которая заключается в регулярном анализе результатов государственного воздействия на развитие региональных сообществ, оперативной корректировке его задач и принципов с учетом характера изменений в регионах и своевременном отказе от неэффективных методов и средств государственного регулирования;

партнерства, которое предполагает тесное взаимодействие и сотрудничество республиканских органов государственного управления, местного управления и самоуправления, неправительственных организаций и других заинтересованных сторон при определении стратегических направлений государственной региональной политики.

Цели государственного регионального планирования и этапы его реализации.

РЭП реализуется в три этапа.

Основной целью региональной политики в стране на первом этапе (2001 -2005 гг.) остается осуществление начатых преобразований по формированию структуры хозяйства регионов, наиболее полно отвечающей местным условиям и потребностям проживающего здесь населения.

Реализация намечаемых на первом этапе мер региональной политики позволит стабилизировать положение на местах, создаст предпосылки для динамичного развития регионов. Вместе с тем по окончании этого этапа сохранится экономическая основа регионального неравенства. Регионы будут отличаться по уровню социально-экономического развития и непроизводственной сферы, занятости населения, экологическим условиям.

Главной целью региональной политики на втором этапе (2006 - 2015 гг.) должно стать снижение дифференциации экономических условий и возможностей для развития внутриреспубликанских регионов. Основными задачами в связи с этим должны стать:

• формирование пространственной структуры региональной экономики, способствующей выравниванию экономических возможностей регионов;

• поддержка регионов, находящихся в более сложных экономических и экологических условиях.

По первому направлению главной задачей государства становится создание предпосылок экономического выравнивания регионов путем избирательной государственной поддержки развития их хозяйственно-экономической деятельности. Для этого необходимо сосредоточить усилия на формировании хозяйственных структур, позволяющих создать достаточную финансовую основу их функционирования и базирующихся на разделении функций территорий в зависимости от сложившихся условий (экономических, природных, экологических, историко-культур­ных, геополитических).

В регионах, постоянно ощущающих финансовую зависимость от центра, основное внимание должно быть сосредоточено на развитии хозяйственных структур (промышленных предприятий, обслуживающих производств, туристических объектов, системы рекреационных услуг, предприятий сферы производственного и социального обслуживания и других хозяйственных объектов). В итоге это должно существенно увеличить налоговую базу таких территориальных образований, приблизив ее к среднереспубликанскому уровню. Осуществление такой политики позволит в дальнейшем уменьшить саму основу экономического неравенства, будет способствовать созданию более равных возможностей территорий в финансовой сфере и позволит сократить объём централизованно распределяемых ресурсов на цели регионального развития. Значительно снизится вследствие этого уровень дотационных расходов государства, с помощью которых целесообразно решать лишь про­блемы единовременного экономического выравнивания.

Задачи второго направления должны решаться при государственном содействии развитию регионов, объективно оказавшихся в более неблагоприятных условиях. Механизм такого содействия, как правило, заключается в применении различных методов перераспределения государственных финансовых ресурсов в пользу территорий, оказавшихся в затруднительном положении.

По мере становления и развития постиндустриального общества должно происходить смещение приоритетов в направлении преимущественного развития сферы обслуживания населения, создания условий для гармоничного развития личности, поэтому в региональной политике доминирующим станет социальный аспект развития. Главной целью региональной политики на третьем этапе (после 2015 г.) должно быть создание благоприятных условий жизнедеятельности и среды обитания для всего населения независимо от места его проживания.

Характерной особенностью региональной политики должно стать смещение внимания государства на более низкий региональный уровень. Если на первых этапах основные усилия органов власти необходимо направить на решение проблем областного уровня управления, то в дальнейшем внимание государства должно быть сосредоточено на содействии местным властям в решении проблем локального характера (административные районы, отдельные территории). Основными объектами государственной региональной политики в этот период должны стать:

• территории, условия жизнедеятельности и среда обитания населения которых хуже, чем в среднем по стране;

• территории, имеющие высокий рекреационный уровень;

• территории, пострадавшие от последствий катастрофы на ЧАЭС, других экологически неблагоприятных воздействий.

Государство и местные органы власти основное внимание должны сосредоточить на улучшении экологической обстановки в регионах, создании и развитии инфраструктуры отдыха и оздоровления населения, расширении объема предоставляемых услуг, обеспечении их доступности независимо от места проживания человека.

Для этого необходима консолидация уси­лий и средств на следующих основных направлениях регионального развития:

• реализация государственных программ по формированию благоприятной среды обитания и необходимой инфраструктуры отдыха и оздоровления населения в регионах;

• финансовая поддержка территорий, осуществляющих мероприятия по улучшению состояния окружающей среды;

• привлечение частного бизнеса в индустрию отдыха, оздоровления населения, культурного, туристского обслуживания;

• поддержка государством проблемных территорий разных типов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: