Цель:
-определить понятия «документ», «издание»;
рассмотреть классификацию документов;
определить понятия «первичный», «вторичный» документ.
Обобщающий термин «документ» используется для обозначения всех источников информации независимо от материального носителя. Слово «документ» происходит от латинского слово dokumentium – свидетельство.
Документ - это материальный носитель, на котором зафиксирована информация о фактах, событиях явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека. Может содержать текстовую, цифровую, графическую, аудио информацию.
К документам относят все публикации, выходящие от имени официальных организаций, отдельных коллективов либо граждан.
Система документальных коммуникаций – система функционирования документов в обществе (процессы и способы передачи информации), другими словами - это система отношений "документ-потребитель информации".
Издание - произведения письменности, предназначенные для передачи сведений читателю с целью воздействия на него, прошли редакционно-издательскую подготовку.
|
|
Документальный информационный поток формируется из статей периодических и продолжающихся изданий, патентных документов, статей из сборников конференций, депонированных рукописей.
Условно документы разделяются на первичные и вторичные:
- первичные документы - документы, содержащие непосредственные результаты научных исследований и разработок; новые научные сведения, факты, идеи;
- вторичные документы, полученные в результате аналитико-синтетической (преобразование документов в процессе их анализа и извлечения необходимой информации, а также оценка, сопоставление, обобщение и представление информации в виде, соответствующему запросу (ГОСТ 7.0-99)) и логической переработки сведений или данных, содержащихся в первичных документах (аннотации, рефераты, обзоры).
К первичным документам относятся:
- опубликованные документы – это книги, брошюры, монографии, сборники, тезисы докладов, периодические издания, продолжающиеся издания, стандарты, каталоги, рекламные издания;
- неопубликованные документы – отчеты о научно-исследовательской работе, диссертации и авторефераты диссертаций, описания программ, проекты, сметы, депонированные рукописи;
- непубликуемые документы – документы одноразового использования, необходимые для принятия управленческих решений (бухгалтерская документация).
Вторичные документы оперативно извещают о появлении первичных документов и в сжатом виде излагают основное их содержание. Они, так же как и первичные, могут быть периодическими, непериодическими, продолжающимися.
К вторичным документам относятся различные виды справочников, энциклопедий, каталогов, карточек.
|
|
Документы могут быть представлены на традиционном носителе (бумажном) и нетрадиционном (электронное издание, например, CD-ROM).
Существует классификация документов по различным основаниям деления.
Рассмотрим современный документальный поток (многоаспектная классификация):
а) Форма представления информации:
- текстовые (книги, журналы, брошюры);
- идеографические – издания, в которых информация представлена в виде символов, схем (ноты, карты, схемы, изоиздания);
- аудиовизуальные (киноленты, грампластинки, слайды, видеозаписи, голограммы);
- машиночитаемые (магнитные ленты, диски, перфокарты).
б) Широта распространения информации:
- опубликованные – документы, доведенные до всеобщего сведения посредством печати или других средств информации (книги, газеты, журналы, депонированные рукописи);
- неопубликованные – документы, не прошедшие редакционно-издательскую обработку и существующие в ограниченном количестве экземпляров (диссертации, авторефераты диссертаций, отчеты о НИР и ОКР).
в) Периодичность изданий:
- периодические – отличительная черта таких изданий в регулярности выхода
(газеты, журналы, некоторые сборники и бюллетени);
- непериодические – издания, которые выходят, как правило, однократно. Только наиболее ценные из них переиздаются, но заранее это не предусматривается. При повторных изданиях авторы часто вносят изменения, исправления и дополнения. Такого рода издания различаются по форме, целевому назначению и составу текстов (книги, брошюры);
- продолжающиеся – это издания, которые служат важными источниками научной информации по узкоспециальным вопросам. В них печатаются доклады, сообщения, статьи, которые характеризуют основные направления научно-исследовательской работы различных учреждений. Такие издания выходят по мере накопления материала («Труды…», «Ученые записки…», «Вестник…», «Известия…»);
- сериальные – издания, выходящие в течение времени, продолжительность которого заранее не установлена. Имеет одинаковое назначение, однотипное оформление. Выходит по мере накопления материала («ЖЗЛ», «Литературные памятники»).
г) Целевое назначение литературы (изданий):
- учебная – содержит сведения из какой-либо области науки и они изложены в определенной системе (учебники, учебные пособия, хрестоматии, наглядные пособия);
- справочная – содержит сведения по различным областям науки, технике, культуре, расположенные в таком порядке, чтобы их было легко найти.
Большинство таких изданий снабжено научно-справочным аппаратом (энциклопедии, словари, справочники, путеводители);
- научная – отражает ход и результаты исследований в различных областях науки, культуры, технике. Распространенная разновидность научных изданий – монография – это глубокое и всестороннее исследование одной темы, проблемы, жизни и деятельности одного лица. Большое значение имеют материалы научных конференций, на которых решались злободневные вопросы;
- научно-популярная – литература (книги, брошюры), в которой в доступной форме рассказывается о достижениях в различных областях науки, техники, культуры. Особую группу составляют воспоминания (мемуары) и дневники;
- производственная - оказывает непосредственную помощь в
производственной и практической деятельности людей (книги, брошюры, журналы);
- официальная (правительственная) – материалы публикуют от имени государства или общественной организации. Они носят законодательный, нормативный характер (конституция, кодексы, указы);
Особой разновидностью являются стандарты - документы, определяющие нормы и требования, предъявляемые к продукции (ГОСТы);
|
|
- массово-политическая (книги, брошюры, газеты, журналы);
- рекламное — издание, целевое назначение которого представление потребителям идей, товаров или услуг от имени конкретного рекламодателя (каталоги, буклеты, проспекты);
- литературно-художественная (книги, журналы);
- информационная - тип издания, отражающий результат логической переработки содержания документальных источников в целях распространения и использования информации в обществе
(библиографические, реферативные, обзорные, сигнальные, рекомендательные, отраслевые и тематические). Публикуются в виде монографии, сборника, справочника;
- для досуга (книги, брошюры, журналы).
д) Степень аналитико-синтетической переработки (свертывания) информации:
- первичные документы;
- вторичные.
Выполнение задания в рабочей тетради.
В заключении урока проводится тестирование.
Список используемой литературы
1. Бардин К.В. Как научить детей учиться [Текст]: книга для учителя / К.В. Бардин. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1987. – 111 с.
2. Библиотека и юный читатель [Текст]: практическое пособие. – М.: Книжная палата, 1987. – 255 с.
3. Громова О.К. Развитие информационной культуры у детей в школьных и детских библиотеках. – СПб.: Профессия, 2009.-208 с.
4. Светловская Н.Н. Обучение детей чтению [Текст]: практическая методика: учеб. пособие для педвузов / Н.Н. Светловская, Т.С. Пичеоол. – М.: Академия,2001. – 288 с.