Основные показатели, характеризующие отрасль

Сущность и значение анализа среды непосредственного окружения организации

Исследование среды непосредственного окружения осуществляется в рамках отраслевого и конкурентного анализа.

Объектами анализа являются:

структура и динамика отрасли и отдельных рыночных сегментов;

позиция организации на рынке среди конкурентов.

Под отраслью при этом понимается совокупность организаций, производящих аналогичные продукты и (или) услуги и конкурирующих на одном рынке. Такое определение отрасли отличается от исторически сложившегося в нашей стране понятия народно-хозяйственной отрасли. Это более узкое понимание отрасли, которое вводится для идентификации конкурентов.

Предмет исследования – влияние изменений рыночной ситуации и интенсивности конкуренции в отрасли на цели и стратегию поведения организации на рынке.

Проведение отраслевого и конкурентного анализа направлено на решение следующих задач:

определение доминирующих характеристик отрасли и отдельных рыночных сегментов;

оценка интенсивности конкуренции в отрасли;

выявление движущих сил и оценка их влияния на развитие отрасли и конкурентной ситуации;

изучение рыночных позиций отраслевых организаций и анализ возможного поведения конкурентов;

определение ключевых факторов успеха в конкурентной борьбе;

оценка привлекательности отрасли и рыночных сегментов в краткосрочном и долгосрочном периодах.

А.А. Томпсон и А.Дж. Стрикленд считают, что полномасштабный анализ отрасли и конкуренции целесообразно проводить каждые один-три года. В промежутках руководители должны уточнять результаты проведённого анализа по мере поступления новой информации.

Основные показатели, характеризующие отрасль

К числу основных технико-экономических показателей, характеризующих состояние рыночной среды в отрасли, принято относить:

ёмкость рынка (выражается в натуральных и стоимостных единицах измерения);

темп роста рынка (%) и стадия жизненного цикла отрасли (внедрение, рост, замедление роста, насыщение, спад);

географическое положение рынка (локальный, региональный, национальный, международный);

количество конкурентов и их относительные размеры;

число потенциальных покупателей и их финансовые возможности;

степень дифференциации продукции (услуг);

величина входных и выходных отраслевых барьеров;

характер вертикальной интеграции;

направления и темпы технологических изменений и продуктовых инноваций;

возможность получения «эффекта масштаба» в производстве и (или) маркетинге;

суммарные производственные мощности и степень их загрузки;

численность работающих и уровень заработной платы;

отраслевая капиталоёмкость;

среднеотраслевая прибыльность.

Целесообразно составить "портрет" отрасли по этим характеристикам и затем его проанализировать. Для этого в табл. 1 приведены данные по стратегической важности отдельных экономических характеристик.

Таблица 1 - Стратегическая важность ключевых экономических характеристик отрасли

Характеристика Стратегическое значение
Размеры рынка Малые рынки не имеют тенденции привлекать больших/новых конкурентов; большие часто привлекают интересы корпораций, желающих приобрести компании с целью укрепления конкурентных позиций в притягательных отраслях
Рост размеров рынка Быстрый рост вызывает новые вступления; замедление роста увеличивает соперничество и отсечку слабых конкурентов
Избыток или дефицит производственных мощностей Избыток повышает издержки и снижает уровень прибыли, недостаток ведет к противоположной тенденции по издержкам
Прибыльность в отрасли Высокоприбы льные отрасли привлекают новые входы, условия депрессии поощряют выход
Барьеры входа/выхода Высокие барьеры защищают позиции и прибыли существующих фирм, низкие делают их уязвимыми ко входу новых
Товар дорог для покупателей Большинство покупателей будет покупать по наинизшей цене
Стандартизованные товары Покупатели могут легко переключаться от продавца к продавцу
Быстрые изменения технологии Растет риск инвестирования в технологию и оборудование могут не окупиться из-за их устаревания последних
Требования к капиталу Большие требования делают решения об инвестициях критичными, важным становится момент инвестирования, растут барьеры для входа и выхода
Вертикальная интеграция Растут требования к капиталу, часто растет конкурентная дифференциация и дифференциация стоимости между фирмами разной степени интеграции
Экономия на масштабе Увеличивает объем и размеры рынка, необходимые при ценовой конкуренции
Быстрое обновление товара Сокращение жизненного цикла товара, рост риска из-за возможности "чехарды изделий"

Анализ конкурентной среды в отрасли

Цели этапа:

Ø Выявление доминирующих конкурентных сил в отрасли;

Ø Определение методов и приемов ведения конкурентной борьбы;

Ø Общая оценка интенсивности конкуренции в отрасли: грубая, жесткая, устойчивая, умеренная, слабая, и ее влияния на прибыльность отрасли.

Для достижения поставленных целей используется модель М.Портера «Пять сил конкуренции», представленная на рисунке 1.

 
 

Рисунок 1 - Модель 5 конкурентных сил М. Портера

Модель М.Портера имеет ряд достоинств, основными из которых являются:

· Расширенное представление отраслевой конкуренции вместо обычного рассмотрения соперничества только среди прямых конкурентов;

· Универсальность применения: природа конкуренции одинакова во всех отраслях и определяется действием пяти сил конкуренции.

Однако данная модель не дает количественных оценок; поэтому предлагается применять ее совместно с методом балльной оценки.

Исходной информацией для выполнения данного этапа отраслевого анализа являются значения основных характеристик отрасли, полученных на предыдущем этапе.

Анализ конкурентной среды в отрасли с использованием модели «5 конкурентных сил» рекомендуется выполнять по следующему алгоритму.

1. Идентифицировать основные конкурентные силы в отрасли.

2. Оценить степень значимости (мощность воздействия) каждой конкурентной силы на основе анализа характеристик отрасли, приведенных в таблице 1 в приложении, с использованием метода взвешенной балльной оценки.

Для этой цели предлагается заполнить приведенные ниже таблицы. В первой колонке каждой таблицы перечислены отраслевые характеристики, которые могут оказывать влияние на силу конкуренции, во второй колонке проставляется вес - экспертная оценка от 0 до 1, соответствующая значимости данной характеристики (сумма весов всех характеристик должна быть равна 1), далее выбирается балльная оценка характеристики в соответствии с указанной в таблице шкалой (закрашивается или помечается любым знаком выбранная позиция) и определяется итоговая оценка влияния характеристики путем перемножения ее веса и балльной оценки. Сумма полученных итоговых оценок по всем характеристикам показывает мощность данной силы конкуренции, т.е. степень ее воздействия на конкуренцию в отрасли: 1 – очень слабое воздействие (практически не оказывает воздействия); 2 – слабое воздействие; 3 – умеренное воздействие; 4 – сильное воздействие; 5 – очень сильное воздействие (оказывает доминирующее воздействие).

Таблица 2 - Оценка интенсивности конкуренции между действующими в отрасли организациями

Характеристики отрасли Значи-мость (вес) Балльная оценка Ито-говая оцен- ка
         
1. Число, размеры и сила конкурентов   Большое число равных по размерам и силе конкурентов Значитель- ное число близких по размерам и силе конкурентов Умеренное или небольшое число близких по размерам и силе конкурентов Небольшое число различаю-щихся по размерам и силе конкурентов Несколько различаю-щихся по размерам и силе конкурентов  
2.Темпы роста отрасли   Очень низкие Низкие Умеренные Высокие Очень высокие  
3 Степень дифференциации продукции   Низкая Незначи-тельная Умеренная Значи-тельная Высокая  
5. Уровень постоянных издержек   Очень высокий Высокий Умеренный Низкий Очень низкий  
6. Производст-венные мощности   Значительно превышают спрос Избыточны Соответст-вуют спросу Недоста- точны Имеется большой дефицит  
7. Величина выходных барьеров   Высокая Значи-тельная Умеренная Незначи-тельная Низкая  
8. Активность конкурентов (стремление улучшить свои позиции)   Высокая Значи- тельная Средняя Незначи- тельная Низкая  
9.Отношение к сотрудничеству   Конкуренты могут действовать агрессивно и не идут на сотрудни-чество Конкуренты скорее не будут сотрудни-чать Конкурентынейтрально относятся к сотрудни-честву Конкуренты скорее будут сотрудни-чать Конкуренты стремятся к сотрудни- честву  
Итого              

Таблица 3 - Оценка угрозы появления новых конкурентов

Характеристики отрасли Значи-мость (вес) Балльная оценка Ито-говая оцен-ка
         
1. Привлекательность отрасли   Очень высокая Высокая Средняя Низкая Очень низкая  
2. Величина входных барьеров в отрасль   Очень низкая Низкая Умеренная Высокая Очень высокая  
3. Ожидаемая реакция со стороны действующих на рынке организаций на появление новых конкурентов   Пассивная Скорее пассивная, чем активная Неопреде-ленная Скорее активная, чем пассивная Активная  
Итого              

Таблица 4 - Оценка угрозы со стороны товаров-заменителей

Характеристики отрасли Значи-мость (вес) Балльная оценка Ито-говая оцен-ка
         
1. Издержки переключения потребителя на товар-заменитель   Минималь-ные Незначи-тельные Умеренные Значи- тельные Высокие  
2. Соотношение «цена-качество» у товара- заменителя по сравнению с традиционной продукцией отрасли   На много лучше Лучше Такое же Хуже На много хуже  
3. Уровень рентабельности и поведение производителей товаров-заменителей по сравнению с отраслевыми организациями   Уровень рентабель-ности и акгивность значительно выше Уровень рентабель-ности и акгивность выше Уровень рентабель-ности и акгивность близкие Уровень рентабель-ности и акгивность ниже Уровень рентабель-ности и акгивность значительно ниже  
Итого              

Таблица 5 - Оценка влияния конкурентной силы поставщиков

Характеристики отрасли Значи-мость (вес) Балльная оценка Ито-говая оцен-ка
         
1. Концентрация поставщиков по сравнению с концентрацией покупателей их продукции   На много выше Выше Примерно такая же Ниже На много ниже  
2. Потери покупателя при смене поставщика   Высокие Значитель- ные Умеренные Незначи-тельные Минималь- ные  
3.Наличие товаров-заменителей   Отсутствуют Небольшое количество Умеренное количество Значительное количество Много  
4. Степень дифференциации поставляемой продукции   Высокая Значитель-ная Умеренная Незначи-тельная Низкая  
5. Значимость рассматриваемой отрасли для поставщиков   Очень низкая Низкая Умеренная Высокая Очень высокая  
6. Сила влияния продукции поставщика на качество и цену продукции покупателя   Высокая Значитель-ная Умеренная Незначи-тельная Низкая  
7. Вероятность интеграции прямой/обратной   Высокая вероятность прямой интеграции Значительная вероятность прямой интеграции Интеграция мало-вероятна Значительная вероятность обратной интеграции Высокая вероятность обратной интеграции  
8. Угроза сговора поставщиков/ покупателей   Высока угроза сговора поставщиков Значительна угроза сговора поставщиков Мало-вероятна Значительна угроза сговора потребителей Высока угроза сговора потреби- телей  
Итого              

Таблица 6 - Оценка влияния конкурентной силы потребителей

Характеристики отрасли Значи-мость (вес) Балльная оценка Ито-говая оцен- ка
         
1. Концентрация покупателей по сравнению с концентрацией поставщиков продукции   На много выше Выше Примерно такая же Ниже На много ниже  
2. Потери покупателя при смене поставщика   Минималь- ные Незначи- тельные Умеренные Значи-тельные Высокие  
3.Финансовые возможности покупателей   Минималь- ные Незначи- тельные Умеренные Значи-тельные Высокие  
4. Степень дифференциации приобретаемой продукции   Низкая Незначи-тельная Умеренная Значи-тельная Высокая  
5. Значимость рассматриваемой отрасли для потребителей   Очень низкая Низкая Умеренная Высокая Очень высокая  
6. Сила влияния продукции поставщика на качество и цену продукции покупателя   Низкая Незначи-тельная Умеренная Значи-тельная Высокая  
7. Вероятность интеграции прямой/обратной   Высокая вероятность обратной интеграции Значительная вероятность обратной интеграции Интеграция мало-вероятна Значительная вероятность прямой интеграции Высокая вероятность прямой интеграции  
8. Уровень информиро- ванности потребителей   Высокий Значи- тельный Средний Незначи- тельный Низкий  
9. Угроза сговора поставщиков/ покупателей   Высока угроза сговора покупателей Значительна угроза сговора покупателей Мало-вероятна Значительна угроза сговора поставщиков Высока угроза сговора поставщи-ков  
Итого              

Таблица 7 - Пример оценки рыночной власти поставщиков

Характеристики отрасли Значи-мость (вес) Балльная оценка Ито-говая оцен-ка
         
1. Концентрация поставщиков по сравнению с концентрацией покупателей их продукции 0.1 На много выше * Выше Примерно такая же Ниже На много ниже 0.5
2. Потери покупателя при смене поставщика 0.2 Высокие Значитель- ные * Умеренные Незначи-тельные Минималь- ные 0.8
3.Наличие товаров-заменителей 0.15 Отсутствуют * Небольшое количество Умеренное количество Значительное количество Много 0.75
4. Степень дифференциации поставляемой продукции 0.15 Высокая * Значитель-ная Умеренная Незначи-тельная Низкая 0.75
5. Значимость рассматриваемой отрасли для поставщиков 0.1 Очень низкая Низкая Умеренная * Высокая Очень высокая 0.3
6. Сила влияния продукции поставщика на качество и цену продукции покупателя 0.2 Высокая Значитель-ная * Умеренная Незначи-тельная Низкая 0.8
7. Вероятность интеграции прямой/обратной 0.05 Высокая вероятность прямой интеграции Значительная вероятность прямой интеграции Интеграция мало-вероятна * Значительная вероятность обратной интеграции Высокая вероятность обратной интеграции 0.15
8. Угроза сговора поставщиков/ покупателей 0.05 Высока угроза сговора поставщиков Значительна угроза сговора поставщиков Мало-вероятна * Значительна угроза сговора потребителей Высока угроза сговора потреби- телей 0.15
Итого             4.2

Таким образом, по результатам оценки характеристик отрасли рыночную власть поставщиков (см. табл. 7) можно оценить как сильную (оценка, близкая к 4).

3. Изобразить графически степень значимости каждой конкурентной силы на рисунке, поставив в соответствие толщину стрелок полученным оценкам по 5-ти балльной шкале (см. рис. 2).

 
 


Рисунок 2 - Пример оценки мощности конкурентных сил

4. Дать общую оценку конкуренции в отрасли, использую также 5-ти балльную шкалу: 5 - грубая, 4 - жесткая, 3 - устойчивая, 2 - умеренная, 1 – слабая.

Таблица 8 - Пример интегральной оценки интенсивности конкуренции в отрасли

Конкурентная сила Вес Оценка Взвешенная оценка
1. Уровень внутриотраслевой конкуренции 0,25    
2. Угроза появления новых конкурентов 0,15   0,3
3. Угроза со стороны товаров-заменителей 0,15   0,15
4. Рыночная власть поставщиков 0,2   0,8
5. Рыночная власть покупателей 0,25   0,5
Итого     2,75
Общая оценка конкурентной ситуации в отрасли 2,75

6. Разработать предложения (мероприятия):

Ø по уменьшению негативного воздействия конкурентных сил;

Ø по использованию благоприятных возможностей в конкурентной ситуации для завоевания конкурентных преимуществ и улучшению конкурентных позиций.

Результаты проведенных исследований представить в виде табл. 9.

Таблица 9 - Результаты анализа конкурентной среды в отрасли

Наименование организации Источники силы (слабости) Области влияния Степень влияния План действий организации
         
         
         

Недостатком модели Портера является ее с татичность, т.е. она позволяет оценить конкурентную ситуацию на текущий момент времени. Поэтому на следующем этапе отраслевого анализа необходимо выявить факторы, оказывающие наибольшее влияние на развитие отрасли и, в том числе, на конкурентную ситуацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: