double arrow

Неопозитивизм.

2.1. Основоположником позитивизма (от лат. pisitivus - положительный) стал французский философ и первый социолог Огюст Конт (1798 - 1857). Первое в истории по своей сути антифилософское течение утверждало: "Каждая наука - сама себе философия".

2.2. Неопозитивизм связан с деятельность Венского кружка (1922 - 1938), распавшегося после прихода фашистов к власти и породившего затем ряд школ в Великобритании и США. Неопозитивизм выдвинул принцип верификации, т.е. подтверждения теоретических знаний наблюдением и экспериментом. Утверждалось, что бессмысленные, но грамматически правильные высказывания, не имеют научного значения. Например, "метр весит 3 кг".

Неопозитивизм считал философию не наукой, а простой деятельностью по анализу языка науки. Отрицалось общетеоретическое и методологическое значение философии, а теория познания относилась к психологии (опыт ограничивался ощущениями и представлениями).

Л. Витгенштейн (1889 - 1951), основатель аналитической философии, отвергал законы и категории философии, этику и эстетку, как умозрительные и бессодержательные. Он ориентировал на трансформацию философии в математическую логику. В своей концепции логического атомизма доказывал, что мир есть совокупность атомарных фактов, не связанных друг с другом. В итоге он пришел к солипсизму, по которому мир существует только в сознании индивида.

2.3. Постпозитивизм возник в 60 -е гг. ХХ в. Его основоположник английский логик К. Поппер (1902 - 1994) выступил против применения в эмпирических науках индуктивных методов и абсолютизировал роль дедукции в познании.

В поисках объективного критерия истины отверг принцип верификации, поскольку наука не сводима к наблюдениям. Взамен был выдвинут принцип фальсификации (опровержения). Если высказывание можно гипотетически опровергнуть, значит, оно сопоставимо с опытом и является научным. Фальсифицируемость научного высказывания означает возможность эмпирического (опытного) опровержения. Развитие науки заключается в выдвижении новых гипотез и их опровержении. Отрицая возможность постижения абсолютной истины, К. Поппер считал рост знания не наращиванием истинного знания, а переходом от одних проблем к другим. Он утверждал: "Мы не знаем - мы можем только предполагать".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: