Экзистенциализм

4.1. Философия существования (экзистенциализм -от лат. existentia - существование) явилась своеобразной реакцией на позитивизм. Экзистенциализм возник как пессимистическое мировоззрение, пытавшееся осмыслить острейшие противоречия и исторические катастрофы ХХ века: в Германии в годы Первой мировой войны, во Франции - Второй мировой войны. Среди представителей этого направления много не только профессиональных философов, но и деятелей искусства и творческой интеллигенции. Экзистенциализм подразделяют на религиозный (преимущественно немецкая школа) и атеистический (французская школа).

4.2. Отчуждение человека. Это основная проблема экзистенциализма, разрабатывавшаяся еще Гегелем и Марксом. Экзистенциалисты утверждают, что отчуждение является общей характеристикой жизни человека в обществе и проявляется в чувствах одиночества, страха, апатии, равнодушия и других. Философия обязана помочь человеку преодолеть трагическое умонастроение, а если это невозможно, то находить смысл жизни даже в самых трагических, абсурдных ситуациях. Французы Ж.-П. Сартр и А. Камю занимали активные антифашистские позиции. К. Ясперс после Второй мировой войны говорил об опасности атомной войны и необходимости борьбы с охватившим людей отчаянием.

4.3. Учение об экзистенции. Мартин Хайдеггер (1889 -1976) считал, что действительным существованием обладает только человек, все остальное - только недействительность, кажимость или человеческое представление. Он утверждал: "Всякое истолкование мира неизбежно является очеловечиванием". Хайдеггер ввел понятие экзистенциала, выражающее различные состояния бытия. Истинным существованием человека является экзистенцией. Человек - сущее, существующее способом экзистенции…"

Хайдеггер выстроил систему экзистенциалов: "бытие-в-мире", "бытие-с-другими", "бытие-здесь", "бытие-к -смерти" и др. Для понимания смысла любой формы бытия необходимо отрешиться от всех целевых установок, осознать свою смертность. Страх, тревога, забота составляют субъективное бытие человека или "бытие-в-мире", которое называется первичным. Хайдеггер различал страх эмпирический, возникающий из каждодневного существования человека, и страх онтологический, лежащий в основе бытия человека, то есть страх перед смертью, возникающий из неумения найти свой личный смысл бытия.

Религиозные экзистенциалисты стремились преодолеть пессимизм убеждением, что вера в бога дает все-таки человеку надежду. Такой подход порождает сомнение в подлинной религиозности представителей религиозного экзистенциализма, так глубокая вера не имеет общего с упадничеством.

Среди других излюбленных экзистенциалистами категорий - забота, покинутость, выбор, смерть.

4.4. Сущность человека. Ж.-П. Сартр предложил свой вариант толкования сущности человека. Он рассматривал человека как своего рода "проект", который реализуется всю жизнь. При изготовлении вещей человек формирует их идеи - сущность предшествует существованию. Человеку же после рождения еще предстоит стать человеком - существование предшествует сущности. Человек делает самого себя и обретает свою сущность. Только сам человек несет ответственность, если его становление не состоялось в подлинном смысле. Человек обречен на свободу и свобода выбора - его удел и трагедия. В творчестве Сартра господствует пессимизм. Он разделял мнение Хайдеггера: "История любой жизни, какой бы она ни была, есть история поражения".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: