Русская философия

Материалисты Белинский, Герцен, Чернышевский и др. связывали возникновение и развитие личности с социальными условиями.

Представители религиозного направления (Н. Федоров, В. Соловьев, Н. Бердяев и др.) главным в человеке видели его духовную, божественную субстанцию. Смысл жизни понимался в соединении человека с Богом. Одной из центральных рассматривалась проблема богочеловека и утверждению превосходства добра над злом (в противовес распространившейся концепции Ф. Ницше сверхчеловека).

6. Философия XX века. Возникло множество философских направлений.

Феноменология подлинной природой человека утверждает опыт его созания - образование эйдосов и понимание в соответствии с ними мира.

Аналитическая философия видела в человеке реализацию языковых способностей.

Экзистенциалисты либо отрицали возможность понимания сущности человека, так как он делает себя сам (атеист Сартр), либо видели в человеке промежуточное положение между внешним суетным миром и царством абсолютного, вечного - трансценденцией.

Для современных материалистов человек представляется просто физическим телом. А его духовный мир трактуется как совокупность физико-химических процессов, отражающих в своей специфике особенности окружающего тело мира. Духовность не стала предметом изучения.

7. Проблема сущности человека. В центре философского учения о человеке лежит проблема понимания, что такое человек. В истории развития науки для отличия человека от животных в качестве критериев использовались различные специфические качества. Но необходимо иметь ввиду, что не все возможные признаки являются существенными. А для определения сущности человека необходимо выявление внутренне присущего явлению способа существования, то есть определение фундаментальных признаков.

Получила распространение точка зрения, что в основе бытия человека лежит трудовая деятельность (всегда в рамках общественного производства. Человек осваивает все общественные отношения - материальные и идеальные (идеологические).

Но сущность человека нельзя сводить только к одному признаку, так как его бытия протекает одновременно в различных сферах и классификация этих сфер возможна по различным основаниям. К проблеме человека необходимо подходить диалектически - он аккумулирует в себе весь спектр общественных отношений.

Но человек одновременно принадлежит и миру природы, и обществу, и имеет свой неповторимый внутренний духовный мир. Видимо, в выявлении причин этого единства, его особенностей и заключается проблема выяснения сущности человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: