Средние Века

3.1. В эту эпоху как главным рассматривалось противоречие между "плотским" и "духовным" человеком. Природа человека понималась как трехсоставная: тело - душа - дух. Духовность заключается в совести, которая реализуется в высоких чувствах Веры, Надежды и Любви.

У современных авторов встречается мнение о влиянии античных авторов на различные ветви христианства.

3.2. Утверждается, что философский стиль православия восходит к Платону и Плотину своим особым вниманием к интуитивно-чувственному, единству истины, красоты и добра, отсутствием приоритетов в понимании триединства Бога-отца, Сына и Св. Духа.

3.3. Философия католицизма развивалась под влиянием Аристотеля, Августина и Ф. Аквинского. Здесь больше внимания уделялось рациональному, человек рассматривался как субъект воли.

3.4. Философия протестантизма делает упор на личностное начало в человеке. Бог существует потому, что без него человеку плохо.

4. Новое время. В философской антропологии развивались два основных направления.

Концепция человека разумного (homo sapiens) видит особенность человека в его разуме, мышлении. Для Декарта содержание души - это сознание, а тело является своего рода машиной.

Кант особенно ценил в человеке три познавательные способности:

- рассудок;

- способность к суждению;

- разум.

Человек отличается самосознанием. Он изначально зол и задача воспитания заключается в развитии у него зачатков добра.

Концепция человека деятельного (homo faber) главным в человеке видит способность к действию. Так, у К. Маркса действие понимается в общественном смысле.

Французские материалисты XVIII в. считали человека абсолютным продуктомприроды и отрицали свободу воли человека.

Для Гегеля отличие человека заключается в его мышлении. Человек - это субъект духовной активности. Личность начинается с осознания себя в отличие от индивида. Гегель отстаивал приоритет социального над индивидуальным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: