3.1. В эту эпоху как главным рассматривалось противоречие между "плотским" и "духовным" человеком. Природа человека понималась как трехсоставная: тело - душа - дух. Духовность заключается в совести, которая реализуется в высоких чувствах Веры, Надежды и Любви.
У современных авторов встречается мнение о влиянии античных авторов на различные ветви христианства.
3.2. Утверждается, что философский стиль православия восходит к Платону и Плотину своим особым вниманием к интуитивно-чувственному, единству истины, красоты и добра, отсутствием приоритетов в понимании триединства Бога-отца, Сына и Св. Духа.
3.3. Философия католицизма развивалась под влиянием Аристотеля, Августина и Ф. Аквинского. Здесь больше внимания уделялось рациональному, человек рассматривался как субъект воли.
3.4. Философия протестантизма делает упор на личностное начало в человеке. Бог существует потому, что без него человеку плохо.
4. Новое время. В философской антропологии развивались два основных направления.
Концепция человека разумного (homo sapiens) видит особенность человека в его разуме, мышлении. Для Декарта содержание души - это сознание, а тело является своего рода машиной.
Кант особенно ценил в человеке три познавательные способности:
- рассудок;
- способность к суждению;
- разум.
Человек отличается самосознанием. Он изначально зол и задача воспитания заключается в развитии у него зачатков добра.
Концепция человека деятельного (homo faber) главным в человеке видит способность к действию. Так, у К. Маркса действие понимается в общественном смысле.
Французские материалисты XVIII в. считали человека абсолютным продуктомприроды и отрицали свободу воли человека.
Для Гегеля отличие человека заключается в его мышлении. Человек - это субъект духовной активности. Личность начинается с осознания себя в отличие от индивида. Гегель отстаивал приоритет социального над индивидуальным.